В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ».
Ксения Бобрикова, ведущая: Друзья, не откроем тайны, если скажем, что в нашей стране именно Петербург является пионером формирования инклюзивной среды. Людям с инвалидностью предлагается обучение, повышение квалификации, помощь в трудоустройстве. Сейчас многие социальные проекты государства, бизнеса, благотворительных организаций направлены на адаптацию и расширение профессиональных навыков.
Тимофей Зудин, ведущий: В частности, для глухих и слабослышащих людей благодаря проекту «Языки без границ» реализуется программа по обучению гидов на русском жестовом языке. Вот как проходит обучение, много ли ребят в последствии находят работу, мы спросим у нашего гостя в студии Сергея Кречетова.
Ксения Бобрикова, ведущая: Знаем, что программа уже существует несколько лет, и вот лично для меня было открытием, что во многих городах России практически нет гидов по русскому жестовому языку. Как вы думаете, почему раньше никто не занимался подготовкой таких специалистов? И ведь потребность в них была всегда.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: По большому счёту, я небольшую поправку внесу. Сегодня уже есть во многих городах гиды.
Ксения Бобрикова, ведущая: Но вы были одними из первых.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Да, мы были одними из первых. И по большому счёту, опять же, здесь, в Петербурге, мы выпустили три курса. И сейчас во всех музеях города водят экскурсии наши выпускники глухие. Но в СССР и в России ещё 5-6 лет назад такого не было вообще.
Тимофей Зудин, ведущий: Очень поэтичное название вашего образовательного проекта – «Многоголосие тишины». Почему оно было выбрано, в чем многоголосие заключается?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Вы знаете, есть еще определенное требование, когда вы какие-то заявки на гранты готовите, вам надо что-то красивое подобрать. И мы каждый раз должны скреативить какую-то историю с красивым названием.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сергей, тогда переходим к обучению. Как оно проходит? Как отбираете кандидатов? Или прийти учиться может любой человек, который подает заявку?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Нет, если люди приходят на обучение, например, на подготовку, как глухой гид, то желательно хотя бы как минимум грамотная русская речь. На самом деле это ключевая проблема, наверное, сообщества глухих на сегодня в России. Это грамотный русский язык, и это определяет, потому что в любом случае мы работаем с письменными материалами на русском языке, и это важно.
Тимофей Зудин, ведущий: А есть процент людей, которые хорошо слышат и тоже хотят работать в это время?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Статистика очень разная, первый курс было 10 выпускников, а каждый следующий был поменьше. Поэтому, наверное, всё-таки есть как бы понимание, что большое количество, наверное, самых ярких людей мы выбрали в самом начале.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сергей, а по времени сколько длится обучение? И кто педагоги?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Там годичные программы. Но педагогами, конечно, на всех стартовых программах были слышащие люди.
Тимофей Зудин, ведущий: А какой-то практикум есть уже во время обучения?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Конечно, они работают с музеями. По большому счёту это опять же приход в музей, в музее они знакомятся с экспозицией, там их подготовят.
Тимофей Зудин, ведущий: Вы следите за судьбой выпускников ваших? Много ли нашли работу, трудоустроились?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Да, но на самом деле это история, как человек меняет своё мироощущение и вообще своё место в мире, он полностью меняет свою работу.
Ксения Бобрикова, ведущая: Это вообще здорово, потому что раньше, кроме физического труда по большому то счету у слабослышащих, у глухих людей не было возможности себя показать, применить. Скажите, как музеи откликаются на ваш проект? Идут навстречу, помогают?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Поначалу не до конца это было.
Ксения Бобрикова, ведущая: А сейчас?
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Сейчас да. Особенно, я хочу сказать, наверное, открытые к диалогу и вообще заинтересованности, мне кажется, это российская провинция. Слово «провинция» это не с негативной интонацией я произношу, а нестоличные города, там людям действительно надо, и более, знаете, такие замотивированные.
Тимофей Зудин, ведущий: Ваш центр занимается не только обучением, но и популяризацией выставочных пространств, и снимаете документальные фильмы, в том числе на русском жестовом языке. Вот расскажите, пожалуйста.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Это вы спросили, следим ли мы за судьбой наших выпускников. Дело в том, что, когда ковид наступил, мы купили камеру и пошли в музей снимать выставки на русском жестовом языке.
Тимофей Зудин, ведущий: И выкладывать их в социальные сети, чтобы могли посмотреть.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Да, но вот как раз на роли ведущих мы пригласили наших выпускников.
Ксения Бобрикова, ведущая: И это все закрутилось.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Да, и на сегодняшний день мы уже четыре года снимаем вот эти подкасты. Мы называем это «Диалоги об искусстве, подкаст для неслышащих». Подкаст не в смысле слушаем, а смотрим. Но опять же, это игра слов.
Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, каким новым проектам отдадите жизнь уже в 2025 году? Наверняка же планы глобальные.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Я опять возвращаюсь, следим ли мы за судьбой наших выпускников. Дело в том, что они же у нас не только снимаются в подкастах, они у нас еще на программе «Многоголосье тишины», как мы начинали, с чего, но они у нас еще и в кино. И у нас появилась идея, мы делали эксперименты. Есть фильм «По следам Александра Невского», это наша первая большая работа, где мы экспериментировали, и озвучивали слабослышащие люди.
Ксения Бобрикова, ведущая: Да, и на фестиваль отправляли.
Сергей Кречетов, директор, генеральный продюсер частной автономной некоммерческой организации «Языки без границ»: Да, это отдельная история большая. Но суть в том, что много сложностей было при записи, но голоса очень красивые и интересные, и мы решили попробовать это как-то развивать, и я инициировал программу. У нее нет названия, закадровое озвучивание, дубляж для слабослышащих людей. Наверное, пока так это называется, но она стартует вот-вот. Мы будем готовить слабослышащих людей к закадровому озвучиванию. И это, по-моему, будет очень интересно.