В Музее Академии Художеств — выставка «Репин. Детали». Два слова, поставленные вот так встык, звучат оксюмороном: разглядеть нечто частное в фигуре для русской живописи фундаментальной, да и в самих работах, где масштаб — запорожцы уж если пишут письмо, так, знаете, пишут… И всё же это очень верно, даже как обобщение. Скрупулезное внимание Репина к деталям работ, их театральное переживание — главная часть мифа о художнике. Истории о том, как он по много раз переписывал свои картины, некоторые всю жизнь, как перекрашивал рамы. Переделывал уже проданные, к ужасу Третьякова, которого довёл до невроза — услышав как Репин вскользь заметил, что на портрете у Льва Толстого красноватый лоб, не дожидаясь, он сам его подсветлил. В ущерб себе, всему Репин искал ускользающую подлинность, даже в деталях фантастических своих картин. И не своих! Показательно, Корней Чуковский описывает, что творилось в Пенатах, куда художнику привозили на освидетельствование подделки. Все эти бурлаки с синими усами, запорожцы. Репин хватался за сердце, выл, рвался из рук домашних их топтать. «Разбойники-воры-уроды» — как дама сдавала в багаж, он кричал: «Ирокезы! Троглодиты! Скотинины!»… Его работы — о подлинности, в нынешней выставке приняли участие многие российские музеи, конечно, и Пенаты. На ней предметы из музея-усадьбы художника — это важно — рядом с ними вы сможете как-то сами поискать вот эту подлинность, о которой мы говорим. Подробнее — в материале Катерины Картузовой.
Выставка. «Репин. Детали» в Музее Академии художеств
30 ноября , 00:05