МИХАИЛ ДЕДИНКИН, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Я родился в Петергофе, и жили мы почти в парке: фонтаны, горки, Александрия — это вот такой мир моего детства. Тогда не было такого потока туристов и посетителей, как сейчас, мы чувствовали себя там вполне аборигенами и хозяевами этих мест, ну и история пришла быстро в жизни: это было наиболее интересно, наверное, открыть для себя прошлое, почувствовать себя современником тех событий, которые происходили здесь, вообразить это.

Воображение — это главное, что есть у историков.

Я совершенно не подозревал, что вообще в Эрмитаже вообще люди работают. В Эрмитаж я убегал в детстве, для этого надо было скопить некую сумму, и так, чтобы тебя не хватились, каждый раз мощное переживание. Быть в Эрмитаже, смотреть Эрмитаж — это бесконечность. Он и сейчас для меня представляется абсолютно бесконечной Вселенной.

Я ещё учился в университете, и мне предложили место лаборанта в отделе Западноевропейского искусства. Но тогда ведь был Эрмитаж совершенно другой — он был мало похож на то, что он представляет собой сейчас, он вырос примерно вдвое за эти 40 лет. И тогда лаборант – круг его обязанностей был гораздо шире: ну, например, мы сами вешали все выставки. Ну это великолепная школа! Ты умеешь делать всё своими руками и умеешь делать экспозицию тоже сам, а это в музейной работе, особенно в Эрмитаже – очень важно, ты должен чувствовать не только материал но и пространство. И вот из совмещения материала и пространства возникает выставка.

Матисс – это то, с чем связана вся моя жизнь, это один из самых запомнившихся мне в детстве художников, которые сопровождают на протяжении всего времени, и для меня особенно интересно было работать здесь. В Штабе, когда мы создавали экспозицию, она не сразу сложилась, но в конце концов получилось вот это большое, светлое, лёгкое пространство, где мы собрали все самые главные произведения.

Ну это — главное сокровище нашей коллекции «Красная комната», первый большой заказ, который смог создать его репутацию. И остальные заказы, которые делал Сергей Иванович Щукин, они собраны в этом зале.

Выставка, посвящённая Щукину, на самом деле ведь — группа выставок, и они проходили и в Париже, и в Москве, и в Петербурге. И в Париже они стали самыми посещаемыми со времён легендарной выставки «Сокровища Тутанхамона», которая проходила в начале 70-х годов в Лувре. Достаточно неожиданно случилось так, что этот художник лучше всего в мире представлен именно в Эрмитаже.

Мне кажется, что мы должны делать выставки более привлекательными для зрителей. Роскошный натюрморт, картина, которая явно относятся к первому ряду живописных произведений, абсолютно неизвестная при этом, конечно, её хотелось показать как-то очень заметно и необычно. Вот эта драгоценная оправа — она привлекает существенно больше зрителей и оказывает значительно более глубокое воздействие, чем если бы мы обошлись необходимым минимумом.

Я не знаю более красивого и более комфортного для меня места чем Петербург. Это всегда такой… невероятный какой-то энергетический взрыв, когда ты гуляешь вдоль петербургских каналов, вдоль воды — это вот тот самый Петербург, вокруг которого в общем, весь миф и строится, он вот ту. Жить здесь и работать здесь, проводить своё свободное время здесь — это огромное счастье.