В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Афанасьева, психолог.
Николай Растворцев, ведущий: Как всего за несколько звонков стать богаче на 31 миллион рублей знают мошенники. Увы, именно такую сумму они смогли выудить у доверчивой пенсионерки. Продала 4 квартиры, отдала деньги курьеру. Как защититься от жуликов, которые используют гипноз и другие средства, которые, в свою очередь, воздействуют на наше сознание? Чем таким, с точки зрения психологии, убеждают нас жулики продолжить с ними разговоры? Что они используют?
Елена Афанасьева, психолог: Мечту. Человек, который отдает деньги, он же платит за лучшую жизнь, за решение своих вопросов. А тут нашелся помощник, буквально от чистого сердца хочет сделать так, чтобы этому прекрасному пенсионеру или взрослой женщине, или кому-то, кому звонят по телефону, облегчить жизнь. То есть решить все проблемы, все вопросы буквально одним движением, еще и сам позвонил, и сам предложил свою услугу буквально бесплатно.
Ксений Бобрикова, ведущая: Но мы же все с детства понимаем, что бесплатный сыр только в мышеловке. Ужасно, что в лапы мошенников попадаются люди, у которых даже два высших образования, кандидаты в доктора наук. Как это можно объяснить?
Елена Афанасьева, психолог: Дело ведь не в образовании, а в том, что одни люди доверчивы, а другие доверяют. И чем доверчивость от доверия отличается? Доверчивость – это когда я верю любому человеку, который оказывается в поле моего круга. Неважно, он мне звонит или приходит домой с предложением, и так далее. Но доверие – это то, что объединяет двух людей, то что они создали. Так вот, когда мы очень доверчивы, мы как дети, то есть мы рассчитываем на то, что нашелся для нас какой-то добрый родитель, который как раз решит все проблемы.
Николай Растворцев, ведущий: При том, что мы его не видим, мы его только слышим. Но это все равно какая-то психологическая техника.
Елена Афанасьева, психолог: Безусловно. Поэтому основная задача мошенника – войти в доверие, то есть создать что-то общее между мной и тобой.
Ксений Бобрикова, ведущая: Как они создают эту общность, что человек начинает доверять. Они специальные слова используют, которые вот для нас очень важны?
Елена Афанасьева, психолог: Безусловно, это вопросы, связанные с какой-то болью человека, то, что его очень тревожит, то, о чем он больше всего переживает. О чем люди больше всего переживают? О здоровье своих близких, тех людей, которые для них дороги, для нас дороги, для каждого человека дороги. И вопросы недвижимости – это вопросы нашей безопасности. Это два таких столпа, на которых держится вообще спокойная жизнь человека, когда он уютно себя чувствует, ему есть где жить, и у него есть семья.
Николай Растворцев, ведущий: Если такие разговоры сравнивать с гипнозом, можно ли говорить о том, что у жертвы есть определенное количество времени, в течение которого можно еще успеть положить трубку и не впасть в транс?
Елена Афанасьева, психолог: К сожалению, да. И это время очень короткое. Потому что тексты, которые используют мошенники, они очень грамотно прописаны. Используются определенные триггеры, которые цепляют человека, и он начинает думать, что действительно, наверное, это правда то, что говорят. Поэтому, чем раньше вы положите трубку или зададите какой-то очень личный вопрос, тем лучше.
Николай Растворцев, ведущий: То есть надо бить странным вопросом.
Елена Афанасьева, психолог: Который объединяет вас. Например, мы с сыном договорились о том, что он задает конкретный вопрос, если вдруг ему звонят.
Николай Растворцев, ведущий: Сейчас, не надо озвучивать.
Елена Афанасьева, психолог: Нет, не расскажу. Но вы со своей семьей точно так же можете договориться о каком-то внутреннем вопросе для того, чтобы у вас был, так сказать, секретный код, который вы используете только для своей семьи, для близких.
Ксений Бобрикова, ведущая: Слушайте, уже много тоже в средствах массовой информации было таких сообщений, что вот уже кто-то видит своего родственника, которого начинают обрабатывать мошенники. Ему говорят, что это мошенники, аферисты, а человек не может, он действительно верит, что ему звонит служба безопасности и так далее. Вот как все-таки можно вырвать человека из этого капкана?
Елена Афанасьева, психолог: Рассказать, что будет потом и задать вопрос. Ты готов все потерять? Человек ответит – нет. Тогда вот что лучше синица в руках или журавль в небе? Вот у тебя есть что-то, чем ты обладаешь сейчас, тебе предлагают какое-то неизвестное будущее. Задать очень жесткий вопрос, но он отрезвляет, он дает человеку ощущение опоры под ногами. Ты готов все потерять? У тебя ничего не будет, ты останешься на улице.
Николай Растворцев, ведущий: Еще и будешь должен.
Елена Афанасьева, психолог: Мы пойдем по миру. Это не всегда работает, когда рассказывают о каких-то историях, когда вы обращаетесь к своему близкому человеку и задаете вопрос с «ты», тогда он начинает думать о себе. Что у тебя ничего не останется, не ты за нас в ответе, что с тобой произойдет.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что есть даже своеобразные тесты, пройдя которые можно понять, насколько ты устойчив против обмана. Вот если коротко, по этим двум нашим ответам как можно судить? Кто из нас более устойчивый? Мы устойчивые или, наоборот, нет?
Елена Афанасьева, психолог: Ксения, я считаю, что для вас очень важно лично общаться с человеком, но, к сожалению, если вам позвонят, то можно, как говорится, делать с вами все, что хочешь. То есть, если вы не имеете зрительного контакта, то можете поверить. А вы, Николай, в этом отношении земной человек, которого сложно развести на какие-то аферы.