В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Литвинова, директор театра «Трикстер» и Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер».

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня утром мы уже строили планы на небольшие путешествия, в том числе и в дни школьных каникул, которые уже не за горами. Но если возможность выехать за пределы Петербурга отсутствует, а желание разнообразить дни по-прежнему велико, то вот вам наше решение. Пусть этот перерыв в учебе будет наполнен культурными событиями.

Марианна Дьякова, ведущая: Да, и одно из них — это большие гастроли мультижанрового Московского театра «Трикстер».

Николай Растворцев, ведущий: Театральные коллективы из других городов, когда приезжают на берега Невы, в культурную столицу, всегда с опаской говорят, что сложно удивить петербургского зрителя. Вы планируете выделиться из общей афиши своей мультижанровостью? Например, постановка «Как создать вселенную» основана на теории большого взрыва, что в ней первостепенно. Это научная лекция с элементами театра? Или это театр, который выбрал для себя научный подход?

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Но мы не первый раз удивляем, удивляли на «Алых парусах» недавно. Поэтому, мне кажется, что это именно за счёт мультижанровости, что у нас был и цирк, и танец, и драматические артисты, и это всё было в одном.

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: И также научный театр – это что-то такое из театра будущего, из того, что нам только предстоит. Потому что сейчас технологии и наука впереди планеты всей, и нас это удивляет, потрясает, и хотелось бы об этом рассказать. И теория большого взрыва является уже некой данностью, от которой нужно отталкиваться и идти дальше, для того чтобы уже все – и взрослые, и дети могли оперировать этими данными как будто это повседневность.

Марианна Дьякова, ведущая: Меня поразил театральный боевик, а именно такой жанр у «Руслана и Людмилы». И чего там только нет тоже. Опять же, это вся мультижанровость, и живые артисты, и видеопроекции, и надувные куклы. Как все это соотносится со стихами Пушкина? Насколько это становится гармоничным симбиозом?

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: Слушайте, Пушкин, во-первых, открыл жанр фэнтези. А жанр фэнтези, как вы знаете, отталкивается от действительной истории. Там могут действовать исторические персонажи – князь Владимир в данном случае. Магия, драконы, колдуны являются данностью, не являются чем-то из ряда вон выходящим, как в сказках или других произведениях, а является данностью, как законы физики. И «Руслан и Людмила» полностью вписывается в жанр фэнтези. А если уже идти дальше, то жанр фэнтези – это наша данность сегодняшняя, современная. Саму поэму «Руслана Людмила» невозможно перенести на сцену в течение часа, нужно от чего-то избавляться. Если убирать линии других персонажей и оставлять только линию Руслана, то это история героя. И Руслан у нас даже не имеет текста. У него нет текста, есть баян, который рассказывает, оружие. У него есть оружие, он настоящий мужик, он всех должен положить.

Николай Растворцев, ведущий: Если изучать афишу, в ней немало знакомых произведений со школы с точки зрения текста и авторов. По каким критериям вы их отбираете? И любое ли произведение может претерпеть такую трансформацию в театр будущего и стать мультижанровой историей?

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Что у нас там такого узнаваемого, кроме Руслана и Людмилы?

Николай Растворцев, ведущий: «Маугли», например, все понимают, о чём история Маугли.

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: «Маугли», да.

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: Но вот тут как раз мы исходим от заказа. Потому что «Маугли» — это московский театр юного зрителя пригласил нас сделать постановку на юбилей на 100-летие. Этим произведением театр открывался, и они хотели через сто лет сделать такую же постановку этого же материала, но только сделать её в современном ключе, и вот позвали нас.

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: То же самое с «Русланом и Людмилой». Это была заказная постановка, и мы с опаской отнеслись к этому, думали, что все знают «Руслана и Людмилу», что мы там можем нового найти.

Марианна Дьякова, ведущая: Но нашли свой ракурс.

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Да, но я скажу, что мы даже сделали ещё второй спектакль про «Руслана и Людмилу» потом, потому что это настолько глубокий материал, его можно и так, и так, и так. И это уже не боевик, а ситком.

Марианна Дьякова, ведущая: Как вы рекомендуете, сначала посмотреть с ребенком мультижанровую историю с вау-эффектом? Или идти на классику, а уже потом, увидев классический спектакль, сходить на ваш?

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Если мы хотим привить ребенку любовь к классической литературе, надо идти на наш, конечно, потому что мы говорим на их языке – на языке детей.

Николай Растворцев, ведущий: Коллеги как смотрят на такие альтернативные прочтения классических произведений? Что говорят? И согласны ли с ними зрители?

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: С точки зрения профессионального сообщества очень сложно говорить.

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Слушайте, мы получили две «Золотых Маски», наверное, профессиональное сообщество как-то согласно с нашей театральной концепцией.

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: Хорошо, это действительно профессиональное сообщество, оно меряет критерии именно какими-то премиями, оценками. А зрители к нам ходят уже поколениями, потому что, когда-то ходила мама, будучи ребенком, теперь она привела свою дочь. Потому что у нас спектакль «Сказка, которая не была написана» идет уже 20 лет. Хотя это был мой дипломный спектакль, я учился здесь, в Петербурге, в театральном институте на Моховой. И с тех пор мы играем этот спектакль в Москве, и к нам ходят зрители уже на протяжении 20 лет.

Марианна Дьякова, ведущая: А можно приходить без детей?

Мария Литвинова, директор театра «Трикстер»: Да, конечно.

Вячеслав Игнатов, художественный руководитель театра «Трикстер»: У нас есть спектакль, где мы учим зрителя спать.