В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта» и София Бридж, лауреат международных конкурсов, участница программ «Учёные и музыка».
Марианна Дьякова, ведущая: Исследуя природу гениальности, специалисты сходятся в одном – яркая выраженность таланта не ограничивается одним направлением. Так, многие известные ученые были увлечены музыкой. Альберт Эйнштейн великолепно играл на скрипке, Макс Планк – на фортепиано, а Стивен Хокинг был настоящим меломаном.
Василий Киров, ведущий: Как связаны музыка и наука? Какие мелодии вдохновляли гениев? Ответы на эти и другие вопросы можно найти на концертах программы «Ученые и музыка».
Марианна Дьякова, ведущая: Как вы для себя объясняете эту удивительную связь, которую можно проследить у многих ученых, связь ученого и музыки?
Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта»: Эта тема вообще очень интересная, потому что, когда говорят о науке, об ученых и музыке, очень часто имеются в виду новые технологии. Потому что это тоже достижения ученых – запись звука, обработка звука, синтез звука. Но мы как раз в наших программах решили сосредоточить внимание именно на личностях ученых, которые непосредственно занимались музыкой.
Василий Киров, ведущий: А как вы собирали репертуарную часть программы? Вот откуда вы знаете, что, например, Эйнштейн играл Баха?
Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта»: Об этом сохранились свидетельства. И что касается Эйнштейна, который очень любил играть, он занимался музыкой с детства, и даже сохранились такие истории, когда его приглашали читать научную лекцию, а он приходил и говорил: «Нет, мне не хочется читать лекцию, я вам лучше сыграю на скрипке». И играл ко всеобщему удовольствию и радости. Так вот, написано, что Эйнштейн играл произведение Баха, которое называется «Чакона». И, когда я это прочитала, у меня, честно говоря, возникло недоверие. Почему? Потому что это сложнейшая музыка, и, чтобы хотя бы освоить это произведение, надо потратить много часов, а всё-таки он был любителем. И я обратилась к Софии узнать, что она думает по этому поводу, потому что она как раз играет это произведение.
Марианна Дьякова, ведущая: И что же вы думаете, София, по этому поводу?
София Бридж, лауреат международных конкурсов, участница программ «Учёные и музыка»: На мой взгляд, что он мог её играть, он мог её изучать. И дело в том, что в «Чакони» Баха, помимо всего того, что это величайшая музыка, это ещё и величайшая математика, и там явно что-то есть про космос. И, соответственно, для Эйнштейна это точно представляло огромный интерес. Если бы у меня была возможность, я бы задала Эйнштейну несколько вопросов.
Василий Киров, ведущий: Какие ещё учёные будут? Помимо Эйнштейна.
Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта»: Конечно же, мы расскажем о Александре Порфирьевиче Бородине. Это самый яркий пример. Человек, который отдавал себя в равной степени и науке, и музыке. Он выдающийся химик и в то же время великий русский композитор. Вы знаете, что учёные занимались музыкой по-разному, кто-то играл на музыкальном инструменте великолепно, кто-то сочинял музыку, вот как Бородин, а кто-то занимался теорией музыки. Среди таких был великий математик Леонард Эйлер, швейцарский математик XVIII века, который долгое время жил и работал в Петербурге. И даже на одном из домов на Васильевском острове есть мемориальная доска.
Василий Киров, ведущий: А как он с точки зрения теории музыки разбирал ноты, клавиры, партитуры?
Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта»: Это очень интересно, потому что он написал несколько трудов, один из которых называется «Письма к немецкой принцессе». Там он обсуждает разные предметы и объясняет разные музыкальные понятия, язык чисел. Он говорит о консонансах. И Эйлер объясняет это так: когда наше ухо с легкостью улавливает пропорции, заложенные в разной высоте звука, тогда перед нами консонанс, а если с трудом или невозможно, то это будет диссонанс. И он также писал, обращаясь к этой принцессе, мы не знаем, кто она на самом деле была: «Ваше высочество может убедиться, что созвучия приятны тогда, когда мы различаем заложенную в них пропорцию». Вот так и Леонарду Эйлеру посвящена одна из наших программ.
Марианна Дьякова, ведущая: Как будет строиться сама программа? Это будет часть лекции и потом исполнение, или все будет переплетено?
Наталья Варламова, пианистка, автор концертных и театральных программ, артистка «Петербург-концерта»: Все будет переплетено. И для участия в наших программах мы приглашаем видных ученых, историков науки, потому что без специалистов, конечно, создавать такие программы было бы очень самонадеянно. И, безусловно, в наших программах будет звучать много музыки в исполнении артистов «Петербург-концерта», среди которых музыканты-исполнители, они играют на разных инструментах, среди которых вокалисты, а также коллективы, струнный квартет или камерный хор. И вы знаете, об этом вопросе – ученая музыка –написаны статьи, об этом написаны какие-то исследования, но мы рассказываем языком концерта.