В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Михеева, юрист.
Василий Киров, ведущий: С закрытием дачного сезона и началом сезона отопительного активизировались мошенники. Горожанам стоит быть бдительнее и не относиться с доверием к предложениям, например, об утеплении окон, замене счетчиков, батарей и многих-многих других вот таких вот фальшивых извещений.
Марианна Дьякова, ведущая: Листовки и звонки с такими предложениями могут быть делом рук мошенников. Какие схемы обмана распространены этой осенью, мы сейчас обсудим.
Василий Киров, ведущий: Чаще всего подделывают, конечно же, квитанции на оплату коммунальных услуг.
Наталья Михеева, юрист: Все-таки, наверное, не на оплату. На оплату коммунальных услуг все это легко проверяется, впрочем, как и эта квитанция. Мы с вами живем в информативный век – век цифровых технологий. У нас есть замечательная вещь, как наша квитанция, в которой написано, когда у нас с вами подходит срок поверки счетчиков, а я так понимаю, это извещение как раз о том, что у вас заканчивается счетчик, что надо поверять счетчик. Поэтому мы открываем с вами нашу квитанцию, и там обязательно указан срок межповерок, когда вам надлежит в следующий раз поверять счетчик. Итак, вы смотрите, счетчик надо поверять через два года. Вы берете честно эту бумажку и выбрасываете ее в ведро. Более того, могу сказать, ни одна управляющая организация не будет рассылать эти бумаги. Постольку, поскольку поверками занимаются специализированные организации, которые имеют сертифицированное оборудование, которые зарегистрированы в Госреестре «Аршин». То есть, как правило, управляющие организации этим не занимаются, они в этом не заинтересованы, поэтому заинтересованы те, кто хотят получить ваши деньги. И чем чаще будут получать, тем им удобнее.
Марианна Дьякова, ведущая: Да, но вот здесь есть и штрих-код, есть QR-код. Стоит ли каким-то образом попытаться проверить эти данные? Или это тоже небезопасно?
Наталья Михеева, юрист: Я бы не рекомендовала, у нас есть квитанция, у всех она есть в бумажном виде, открываем и смотрим. Далее, у нас с вами есть такой замечательный ресурс, называется ГИС ЖКХ – государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Вход в ваш личный кабинет через Госуслуги, вы туда входите, и там тоже достаточно информативно вы можете посмотреть, кто управляет вашим домом. Потому что у нас бывают споры об управлении, и мошенничество может быть вот здесь. Кто управляет вашим домом и кому вы обязаны оплачивать все ваши услуги, и соответственно у достаточно большого количества домов уже размещена информация о сроке поверки приборов учета.
Василий Киров, ведущий: Есть еще один популярный способ, когда приходят извещения, например, о долге за оплату коммунальных услуг, говорят, что мы подаем в суд, скорее оплатите прямо сейчас капитальный ремонт. И некоторые люди платят, верят этим извещениям. Как определить, что оно ненастоящее, и долга нет?
Наталья Михеева, юрист: Личный кабинет любой, по любому платежу у нас, по любому поставщику жилищных или коммунальных услуг – у всех есть личные кабинеты.
Василий Киров, ведущий: Но не у всех есть возможность воспользоваться интернетом.
Наталья Михеева, юрист: Квитанция в обязательном порядке – это обязательный реквизит – должна содержать вопрос о наличии долга. Если у вас в квитанции нет этого долга. В прошлом месяце ничего не было, а тут вдруг радость такая. Потому что у нас есть сроки оплаты. Например, если вы работаете с ЕРЦ, то платежи ваши попадают до 25 числа предыдущего месяца. Если вы заплатили 30-го, вы в свежей квитанции этот платеж не увидите. Вы смотрите предыдущую квитанцию, самое главное посмотрите, кому вы всегда платили. И если вдруг у вас здесь был ООО «Фонд капитального ремонта», а здесь ИП «Рога и копыта». То, соответственно, вы понимаете, что ИП «Рога и копыта» – это фикция.
Марианна Дьякова, ведущая: Вот те самые ИП «Рога и копыта» иногда навязывают некие услуги, например, по утеплению окон. Это навязывание услуг или это мошенничество, когда настойчиво предлагают заменить, например, рамы или стеклопакеты?
Наталья Михеева, юрист: Это навязывание услуг. У нас окно, как и входная дверь в квартиру, – это зона ответственности собственника. Это ваше право менять или менять. Ваша обязанность поддерживать там температуру не ниже 12 градусов. То есть у вас стекло в любом случае должно быть, но ваше право поменять окно или вставить фанерку сюда. То есть хотите – заказывайте, хотите – утепляйте. Не хотите – сами берем и заклеиваем.