В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Михеева, юрист.

Василий Киров, ведущий: Многие уже наверняка знают, что с июня этого года для владельцев квартир, оснащённых счётчиками, были введены изменения в правилах учёта коммунальных услуг.

Марианна Дьякова, ведущая: Одним из ключевых новшеств – данные о поверке теперь не надо нести на бумаге в управляющие компании, всё будет доступно в электронном виде.

Василий Киров, ведущий: Правильно мы понимаем, что поверка не отменена, изменились условия передачи данных в управляющую компанию. А то многие могут подумать, что поверку отменили.

Наталья Михеева, юрист: Нет, вы абсолютно правы, поверка не отменена. Поверять счетчики есть большая необходимость. Но теперь, действительно, законодатель нам сказал, что можно не передавать эти сведения. Итак, вы вызываете к себе для поверки компанию.

Марианна Дьякова, ведущая: А именно мы должны это сделать?

Наталья Михеева, юрист: Да. Это обязанность собственника.

Василий Киров, ведущий: А кто за этим следит? Собственник или управляющая компания? Или та компания, которая предоставляет услуги электроэнергии, воды и так далее?

Наталья Михеева, юрист: Это обязанность собственника. Вы заинтересованы в том, чтобы ваши коммунальные услуги рассчитывались по счетчику. Это дешевле. Во-первых, вы платите только по факту. А во-вторых, у тех, у кого нет счетчика, или он вышел уже из эксплуатации, начисляется дополнительный повышающий коэффициент в размере 50% от стоимости этой коммунальной услуги. То есть у вас вышел счетчик из эксплуатации, вам начисляют по нормативу на всех зарегистрированных и плюс еще коэффициент. Поэтому собственник заинтересован в том, чтобы счетчик у него действовал. Где он может отследить? Квитанции.

Марианна Дьякова, ведущая: А как собственнику понять, что что-то не так со счетчиком?

Василий Киров, ведущий: Или есть график поверок?

Наталья Михеева, юрист: Межповерочный интервал называется.

Василий Киров, ведущий: У каждого счетчика есть свой межповерочный интервал. Какой?

Наталья Михеева, юрист: На данном этапе, как правило, все счетчики 6 лет. Информация об этом имеется в вашей квитанции. То есть вы открываете вашу квитанцию, и там, где вы записываете показания счетчиков, есть в розовой квитанции, например, сверху в этой же табличке дата следующей поверки, и вот на нее надо обращать внимание. То есть вы поменяли счетчик, и потом вы должны периодически туда заглядывать.

Василий Киров, ведущий: Как происходит поверка? Приходит мастер, далее, соответственно, он смотрит, насколько работоспособен, качественно, информативно работает счетчик. Если все в порядке, то его срок службы продлевается еще на один межповерочный интервал. Но возможна ведь и замена, а это гораздо дороже.

Наталья Михеева, юрист: Все верно, именно так. Вы вызываете мастера. То есть вы знаете, что к вам кто-то придет, не кто-то со стороны постучался и сказал, что пора поверить счетчик. Нет, вы вызываете, он к вам приходит, производит все необходимые манипуляции, составляет документ – акт о поверке. И обязанность мастера и компании мастера внести эти данные в федеральный реестр, который называется красивым словом «Аршин».

Марианна Дьякова, ведущая: То есть сейчас не сам собственник должен отнести документы, а это произойдет автоматически.

Наталья Михеева, юрист: Да, и это вносится в «Аршин». Но тут возникает небольшой нюанс. У управляющей компании есть доступ к этому «Аршину», но управляющая компания тогда должна тоже отслеживать все ваши счетчики и своевременно смотреть это в «Аршине».

Василий Киров, ведущий: А нужно ли нам поверять управляющую компанию, внесла ли она эти данные?

Наталья Михеева, юрист: Не управляющая компания, вносит та компания, которая поверяла. Но управляющая должна заглянуть и посмотреть, что там внесено. Да, ну а теперь представьте, у управляющей компании 800 домов. Система достаточно проблематичная, информация, кстати, будет размещаться не только в «Аршине», но еще и в ГИС ЖКХ.

Марианна Дьякова, ведущая: Получается, что все-таки лучше дойти до управляющей компании и принести.

Наталья Михеева, юрист: Лучше да, вот чтобы не было вопросов, не было потом перерасчетов, не было каких-то претензий. Если не сложно, дойдите, донесите. Это не такая большая проблема – зайти и оставить копию этого акта поверки. Управляющая организация будет знать, своевременно у себя в программах тоже поменяют, либо отправят в ЕРЦ сведения. Эти сведения поменяются, и у вас будет дальше происходить начисление по этому же счетчику без проблем.

Василий Киров, ведущий: Например, счетчику необходимо поверка, соответственно, этот межповерочный интервал уже истек, дальше управляющая компания начисляет по тем самым нормативам с повышенным коэффициентом, например, через месяц, через два после того, как истек этот интервал. Человек сделал поверку. Поверка показала, что счетчик работоспособен. Получается, те два месяца, которые он платил с повышенным коэффициентом, были не совсем правильными, потому что счетчик работал.

Наталья Михеева, юрист: Ситуация мягче по отношению к потребителю. Итак, у вас закончился межповерочный интервал. Вы хотите внести дальше сведения, а у вас в табличке нет квадратиков. Это первый признак того, что у вас межповерочный интервал истек. И вам теперь будут начислять сначала первых три месяца по среднему, даже не по нормативу. Поэтому быстренько бежим и быстренько поверяем, либо меняем счетчик. Рекомендую поменять счетчик, когда он живет достаточно много, и вы используете достаточно много воды. Если это одинокий возрастной человек, он потребляет один-два куба в месяц.

Марианна Дьякова, ведущая: Мы говорим про счетчики на воду. А что насчет счетчиков на газ, на электричество?

Наталья Михеева, юрист: В зону действия управляющей организации входит вода и отопление. Газовщики со своими газовыми счетчиками – это отдельная тема.

Василий Киров, ведущий: Они тоже требуют поверки?

Наталья Михеева, юрист: Обязательно, они тоже требуют поверки. И там тоже 6 лет интервал. Вот по газовым врать не буду, не скажу. По электрическим 25 лет, и здесь «Петроэлектросбыт». Соответственно, сейчас они ходят и ставят умные счетчики. Поэтому, если вам пришло уведомление о том, что у вас требуется замена счетчика на электроэнергию, и предлагают связаться через личный кабинет, это абсолютно бесплатно и абсолютно легально. И может ходить не сам «Электросбыт», а его подрядчики. То есть это нормально, это правильно.