В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди» и Андрей Тарануха, художественный руководитель ансамбля «Просодия».

Марианна Дьякова, ведущая: Начиная со вчерашнего дня и на протяжении ближайших девяти суток в Северной столице пройдут «Петербургские дожди». Это особый вид музыкальных осадков, услышать и промокнуть под которыми, возможно, только на берегах Нивы.

Николай Растворцев, ведущий: О фестивале подробнее мы поговорим далее.

Николай Растворцев, ведущий: Итак, ведущие площадки Петербурга ждут 8 концертных программ. Более 50 композиторов прислали свои работы, и именно эти композиции будут исполнены. Каковы главные критерии отбора? Какие музыкальные произведения вы допустили до фестиваля?

Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди»: Главный критерий отбора на наш фестиваль «Петербургские дожди» – это эмоциональное воздействие музыки. Сегодня в мире цифровых технологий очень не хватает именно живых эмоций. Поэтому, в первую очередь, мы смотрим на эмоцию, насколько она может подвинуть слушателя в сторону сопричастности к тому, что происходит. Ну и плюс ко всему – это петербургский фестиваль, и для нас очень важно, чтобы петербургский стиль развивался и сохранял свои традиции.

Марианна Дьякова, ведущая: Если говорить об эмоциях, «Петербургские дожди» называют самым романтичным фестивалем. Много ли романтики в современных композиторах музыки? Какие тенденции сейчас превалируют?

Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди»: Я бы основным направлением сегодняшнего композиторского творчества назвал эклектику. В этом году мы отмечаем, собственно говоря, юбилей классика эклектики Альфреда Шнитке. И вот сегодня, слушая музыкальное произведение, очень сложно выделить произведение, написанное в одном жанре. Вот как мы слушаем Баха, от начала до конца «Прелюдия» написана в одной стилистике. А когда современную музыку слушаешь, вроде композитор минималист, и у него вдруг неожиданно лирическая мелодия звучит, такое впечатление, что у нас стили начинают потихонечку распадаться на атомы. Мне кажется, что это очень хорошая тенденция. Потому что, с одной стороны, формируется новая национальная композиторская школа, а с другой — есть в этом что-то такое объединяющее, ведь музыка объединяет миры.

Николай Растворцев, ведущий: Еще один важный смысловой акцент «Петербургских дождей» – возрождение и переосмысление традиции Ленинградского Союза композиторов. Что бы вы хотели переосмыслить, а что возродить?

Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди»: Ленинградская композиторская школа, наверное, была одной из самых ярких в Советском Союзе. Имена Андрея Павловича Петрова, Соловьёва-Седова, Исака Дунаевского, наверное, знакомы абсолютно всем. И, собственно говоря, именно эти композиторы возглавляли Союз композиторов, и они зародили эти прекрасные традиции, фестивали, где и весной, и осенью композиторы показывают все свои достижения. С одной стороны, хочется возродить эти фестивали, а главное, расширить аудиторию, потому что за многие годы почему-то слушатели стали потихонечку отворачиваться от современной музыки. Они представляют, что современная музыка – это что-то очень серьёзное, очень заумное, очень академичное, а на самом деле это далеко не так. Современная музыка разворачивается в сторону слушателя.

Николай Растворцев, ведущий: Андрей, скажите, вас как композитора дождь вдохновляет? Если да, то вам легко творить в северной столице, или наоборот, мешает?

Андрей Тарануха, художественный руководитель ансамбля «Просодия»: Я коренной петербуржец, вообще фанат именно темного времени года, поэтому вдохновляет, дожди вдохновляют.

Николай Растворцев, ведущий: Поэтому вы куратор такого направления, которое связано с ритмом. Потому что дождь – это, мне кажется, максимально ритмичный рисунок, который создает природа, она его то ускоряет, то замедляет, но, мне кажется, всегда можно услышать в нем знакомый бит.

Андрей Тарануха, художественный руководитель ансамбля «Просодия»: Да, очень важно, что Антон Валерьевич, как художественный руководитель фестиваля, ставит задачи представить разные направления. И вот 10 октября замечательный ансамбль «Просодия» будет исполнять программу «Круги на воде». Надо сказать, что вообще-то ансамбли ударных инструментов не так давно появились на сцене, и тем более композиторы для них пишут примерно 70 последних лет, а до этого ударные считались исключительно оркестровыми инструментами. И очень радостно, что в Петербурге появился такой коллектив, для которого можно не бояться написать все, что угодно. Потому что тебе не скажут: «Извините, мы это не сможем сыграть». Долгое время в России пионером такого рода музыки был ансамбль «Марка Пекарского» в Москве, и теперь в Петербурге есть замечательный коллектив. Тут не последнюю роль играет замечательный профессор этих талантливых коллег – Борис Эстрин, который тоже очень открытый человек ко всему новому, и не случайно у его выпускников такой же широкий взгляд на музыкальное искусство.