В гостях у программы «Утро в Петербурге» Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко.
Марианна Дьякова, ведущая: По статистике, среди всех опухолей женской репродуктивной системы на долю рака яичников приходится 32%. Ежегодно им заболевают 165 тысяч женщин в мире, из них 12 тысяч в России. Поэтому крайне важно ежегодно наблюдаться у гинеколога и при малейших подозрениях проходить обследование.
Николай Растворцев, ведущий: Не доводите ситуацию до критической. Хотя и с самыми сложными случаями можно справиться, что доказали петербургские врачи, недавно проведя уникальную операцию, удалив 40-килограммовую опухоль яичника.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы понимаем, что уникальная операция была проведена, и поражают размеры. Сколько часов длилась такая операция по извлечению огромной опухоли? И как пациентка потом себя чувствовала?
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Операция длилась более двух часов. Несмотря на размер опухоли, она прошла довольно штатно. У нас работала мультидисциплинарная бригада, мы работали совместно с хирургами. Уникальность данной ситуации заключается в том, что пациентка жила с данной опухолью более полутора лет. И уже когда условия жизни стали невыносимыми, она обратилась в нашу больницу за помощью. Жидкостный компонент данной кисты составлял более 30 литров, вес самой опухоли без жидкости был порядка 6,5 килограмм. Это тоже уникальная ситуация. Перед операцией пациентку консультировали доктора из разных отделений, принимали участие терапевты, кардиологи. Огромную работу провели также перед операцией наши анестезиологи и, соответственно, все возможные риски были нивелированы. И с данной ситуацией мы справились как до операции, во время операции, и в послеоперационном периоде. И пациентка была выписана из отделения, чему мы очень рады.
Николай Растворцев, ведущий: Скорость увеличения этой кисты в порядке вещей? То есть такое может быть? Или это тоже уникальный случай, когда она доросла до таких объемов, размеров и до такого веса?
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Обычно, конечно, пациенты обращаются всегда, когда происходит увеличение размеров живота за счет опухоли, всегда обращаются за помощью своевременно. Или, можно сказать, относительно своевременно. Здесь же пациентка испытывала крайнее недоверие, страх, находилась в тяжелой депрессии из-за самой ситуации, из-за того, что у нее есть данная опухоль.
Николай Растворцев, ведущий: То есть она знала, что она у нее есть, она ее чувствовала, визуально видела. Но не приходила к врачам?
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Да, совершенно верно. Живот был увеличен в размерах очень сильно. И вот это недоверие, боясь самой опухоли, она сомневалась, что возможно ли такое прооперировать, перенесет ли она сама. Все это вызвало у нее тяжелую депрессию, поэтому она была вынуждена, можно сказать, запереться у себя дома и никуда не обращаться.
Марианна Дьякова, ведущая: Да, мы понимаем, что так делать ни в коем случае нельзя. Врачам нужно обязательно доверять, тем более таким врачам, которые проводят уникальнейшие операции и спасают здоровье женщин. Всегда ли киста яичников требует оперативного лечения? Или стратегия может быть и консервативной?
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Стратегия может быть и консервативной. Все зависит от структуры самой опухоли, от возраста пациентки и своевременного выявления опухоли. То есть возможно на первых этапах проведение консервативного лечения, наблюдения кисты. И в зависимости от того, как организм реагирует на проведенное лечение, уменьшится ли она в размерах или совсем пройдет, или же останется и будет расти, будет принято решение о дальнейшей тактике. Это либо наблюдение, либо оперативное лечение.
Николай Растворцев, ведущий: Я думаю, что, когда любая пациентка, не будучи медиком, слышит про кисту, про новообразование, тут же синонимом в голове появляется страшное слово «онкология» в случае с кистой. Как часто она может перерасти в онкологию? И как не допустить этого?
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Чем дольше существует киста без определенного лечения, тем вероятность ее перерождения из доброкачественной в злокачественную выше. И, соответственно, возможно такое перерождения кисты и возможно агрессивное течение онкологического процесса. Но все-таки, если вовремя выявлено данное образование и проведено оперативное лечение, то возможно сохранение части здоровой ткани яичника, и, если это молодой возраст, сохранение репродуктивной функции.
Марианна Дьякова, ведущая: Давайте напомним женщинам, как часто нужно проходить обследование у гинеколога, чтобы вот таких ситуаций было как можно меньше?
Николай Растворцев, ведущий: Даже если вас ничего не беспокоит.
Нодар Шенгелия, врач-гинеколог, заведующий гинекологическим отделением городской больницы №38 имени Н. А. Семашко: Желательно, чтобы пациентки наблюдались в амбулаторных медицинских заведениях, обращались в среднем, если даже ничего не беспокоит, примерно один раз в год. Желательно об этом позаботиться заранее, записаться к врачу. Достаточно будет проведения ультразвукового исследования малого таза, обследования мазков на онкоцитологию и просто консультации с гинекологом.