Почему визиты таких людей, как Че Гевара, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Марсель Марсо и Роберт Де Ниро, часто проходили практически незамеченными? Что скрывали и почему не рассказывали об этих гастролях? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте серьёзно рассмотрим эту тему, кто и когда был у нас. И почему так мало фактов об этих визитах мировых звёзд? Этот репортаж так и назвали: «Неизвестные гастроли в Ленинград». Почему визиты в наш город таких, говоря современным языком, селебрити, как Че Гевара, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Марсель Марсо, Роберт де Ниро очень часто проходили практически незамеченными? Что скрывали и почему не рассказывали об этих гастролях? Настало время рассказать о них. И мы это сделаем. Смотрите специальный репортаж нашей программы. Иван Уваров продолжит тему».


ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Эту историю мы назвали «Тихие гастроли». Почему тихие? Да потому что не осталось практически никаких документальных подтверждений визита в Ленинград этих звезд мирового масштаба. Смотрите: Роберт де Ниро вместе с сыном и Михаилом Казаковым фотографируется на Дворцовой. А вот тот самый Че Гевара на «Авроре». А это уже возле крейсера Мирей Матье читает роман «Когда наступит рассвет, товарищ?». И почему эти звезды тихо, почти инкогнито, приезжали в Ленинград?»

Ответ на этот вопрос хранится здесь, в каталоге государственного архива кинофотофонодокументов.

Эксклюзив! До настоящего момента нигде не опубликованный снимок. Джина Лоллобриджида. Начало 60-х. Это единственное фото, которое осталось от визита итальянской кинодивы в Ленинград. Живой. Настоящий. Джина фотографирует город.

Здесь в каждом ящике сотни редких снимков. С описанием редких фотоснимков. В основном это репортажная, протокольная съемка для «Ленинградской правды» или «Вечерки». Каждый кадр иностранного гостя  проходит через жесткую цензуру. Поэтому сохранились буквально крупицы.

Достаем из каталога еще один снимок, за которым нам открывается целая история. Итак, Ленинград, 1967 год.

«Когда наступит рассвет, товарищ?» — Мирей Матье впервые исполнила эту песню, посвященную Октябрьской революции на крейсере «Аврора» в 1967 году. Для этого она по приглашению советского правительства специально прилетела в Ленинград. Правда, сама запись песни не устроила верхушку партии. Пленку уничтожили. Осталась только аудиозапись. И эта прогулка Мирей Матье по «Авроре».

Это Марк, художник, француз, который живет на два города — Петербург и Париж. Только Марк помог нам перевести на русский песню, которую пела Матье на «Авроре». Если коротко, двое товарищей в ночь перед Октябрьской революцией гуляют по берегам Невы. И ждут выстрела «Авроры».

Этот визит Мирей Матье был промоакцией, как сказали бы сейчас. Укрепление дружбы с капстраной. Но что-то пошло не так. Поэтому от визита осталось несколько кадров и одна фотография.

Весна 1963-го. В СССР национальный праздник. Первый визит в страну председателя совета министров Кубы Фиделя Кастро. Ровно через полгода после Карибского кризиса. Одна из главных точек маршрута — конечно же, Ленинград. По сохранившимся утвержденным советским правительством снимкам можно четко проследить маршрут Фиделя на берегах Невы. Смольный. Крейсер Аврора. Детский сад. Шалаш Ленина.

Конечно, крейсер «Аврора» — обязательный пункт в маршруте иностранных делегаций по Ленинграду. Корабль-музей. Народное достояние. Снимок возле которого — тоже обязательный пункт программы.

Две фотографии, всего две, остались от приезда Марлен Дитрих в Ленинград в 1964 году. Постановочный снимок у «Авроры». И эта фотография — на Дворцовой площади.

Актриса Наталья Эсхи пятый сезон играет на петербургской сцене Марлен Дитрих. Женщина с русской душой. Так называет кинодиву актриса.

Один официальный концерт в Москве. И один закрытый в Ленинграде. По просьбе местного обкома партии. Для своих. И тихая экскурсия по городу. И никаких публикаций об этом в прессе. Поэтому только два снимка. И те — утвержденные сверху.

Конец 80-х. Предчувствие свободы. Гласность. Перестройка. И вот первые аккорды падения железного занавеса. В Ленинграде. Официально. Билли Джоэл. Не просто с концертом, а в телевизионном эфире. Целый час. В вечерний прайм-тайм. Тогда оператором-постановщиком программы «Музыкальный ринг» был Борис Деденев. Вот он пересматривает эти кадры, спустя 37 лет. И утверждает: Билли — единственный зарубежный исполнитель, который был на советском «Музыкальном ринге».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«А потом Билли Джоэл вместе с дочерью пришел сюда, в цирк на Фонтанке. Выступление клоуна Виктора Разинова его поразило. Виктор и Билли подружились. Так родилась эта песня —  «Ленинград», которую американский исполнитель посвятил своему русскому другу и всему советскому народу».

Конечно, у каждой этой фотографии, которая в Госархиве, именуется единицей хранения, есть своя история. История тихого визита больших звезд. Только в этом ящике около ста таких историй. Рассказать о каждой не хватит эфирного времени. А значит, точно — продолжение тихих гастролей — следует».