В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Тимофей Зудин, ведущий: С появлением цифровых табло на светофорах, многие петербуржцы стали обращать внимание на то, что красный свет порой горит гораздо дольше зелёного, и им это кажется несправедливым.

Марианна Дьякова, ведущая: Как рассчитывается время для светофоров? Куда обращаться, если вам кажется, что светофор работает некорректно? Поговорим далее.

Тимофей Зудин, ведущий: По какому принципу формируются интервалы для красного и зеленого сигналов?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В большинстве случаев оно и не будет равномерным распределением. Если говорить о простом решении задач, то собираются данные об интенсивности движения транспорта, потом они сопоставляются с шириной проезжей части. Так определяется пропускная способность того или иного направления, которое выражается через такое понятие как фазовый коэффициент. Это доля времени, которая необходима от длины цикла для движения по этому направлению. Дальше туда добавляется длительность промежуточных тактов на смену сигнала, регулирование. Но в последнее время у нас появилось много граничных условий, которые сверху нагружают временной цикл.

Тимофей Зудин, ведущий: И все учитывается?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да, очень много требований. Например, появилось требование в государственном стандарте – это разделение пешеходных и транспортных потоков. В подавляющем большинстве случаев это можно сделать через выделенную пешеходную фазу, когда все зеленые светофоры горят один раз во всех направлениях. Это, естественно, приводит к тому, что некоторые по диагонали переходят.

Тимофей Зудин, ведущий: А как вы относитесь к диагональным переходам?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Я сложно к этому отношусь, потому что в правилах дорожного движения не описано, как и каким образом должны вести себя пешеходы и водители в случае выхода из строя светофора. Нигде не сказано, что пешеходу запрещается идти по диагональному пешеходному переходу. И уж добиться от пешеходов соблюдения требований очень сложно.

Марианна Дьякова, ведущая: Если где-то нет светофора, а пешеходы или автомобилисты считают, что здесь он должен быть. Куда-то можно обратиться с этим?

Дмитрий Попов, автоэксперт: С воззванием обратиться можно. Но условия введения светофорного регулирования описаны в государственном стандарте в седьмой главе. Ошибочно думает тот, кто говорит, что светофоры ставят, если зафиксированы случаи ДТП. Это четвертый пункт. Там сначала три пункта, касающиеся интенсивности: интенсивность транспорта при разъезде, интенсивность движения транспорта, интенсивность пешеходов и так далее. И если по интенсивностям не попадает, но есть аварийность выявленная, то тогда мы не видим какую-то причину для установки светофоров.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли смысл обращаться? И куда?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да, конечно, обращаться надо в Дирекцию по организации дорожного движения.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли собирать подписи, либо это может быть единичное обращение?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Личное обращение, которое можно сделать на сайте Дирекции, там есть специальная форма для обращения. Указать обстоятельства, которые, по вашему мнению, требуют введения светофорного регулирования. Помимо указанных интенсивности, аварийности, это может быть наличие какого-то значимого центра притяжения. Детская поликлиника, детский сад, маршрут движения в школу и так далее. К сожалению, если будет принято решение, что светофор здесь нужен, то надо будет его поставить в очередь. Я думаю, что полторы-две сотни светофорных объектов, которые ожидают строительства.

Тимофей Зудин, ведущий: Если ты подходишь к переходу, остается 10 секунд, как понять, успеешь ты перейти дорогу или нет?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Если пешеход не дошел до середины пешеходного перехода, а светофор начал переключаться в красный, то ему надо бежать не вперед, а возвращаться назад. Так предполагает методика расчёта режимов. Вообще, длительность пешеходной фазы и проверка по пешеходному движению, исходя из скорости движения пешеходов, установлены нормативно 1,3 метра в секунду, плюс добавляется 5 секунд на несинхронный старт пешеходов – кто-то зазевался, кто-то пошёл позже.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть пешеходы должны копиться по идее?

Дмитрий Попов, автоэксперт: И по возможности, в течение пяти секунд войти на проезжую часть. Беда в том, что они видят выделенную пешеходную фазу и идут по диагонали, а мы в очень редких случаях, иногда в угоду безопасности, рассчитываем время по диагонали, но в большинстве случаев рассчитано по широкой стороне.

Тимофей Зудин, ведущий: А сколько ширина дороги? То есть, например, чтобы перейти дорогу с двусторонним движением, сколько мне нужно времени?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Это будет 16 секунд.

Марианна Дьякова, ведущая: Зачастую машины начинают двигаться, когда загорается красный с желтым, он горит где-то 3 секунды, и потом уже загорается зеленый. Насколько это правомерно вообще?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Это нарушение правил дорожного движения, которое тащит за собой ДТП. Вот в правилах хоть и указано, что не надо начинать пока те, которые въехали по разрешающему закончат. Но методика расчёта режима предполагает, что эта ситуация избегается, потому что расчёт промежуточного такта как раз выстроен на времени, чтобы те, которые заканчивают, успели уехать. Когда вы стартуете на красный с жёлтым, вы разрушаете этот наш расчёт и догоняете на перекрёстке того, кто заканчивает проезд раньше, чем он должен уехать, накапливается аварийность. Дальше нам надо бороться с аварийностью, потому что впереди по времени и по расчётам рулит аварийность. По одной, по две секунды перекресток стоит с красным сигналом во все стороны, для того чтобы избежать вот этого самого ДТП. Вот этот миф о том, что на желтый можно проехать – это чушь, которая родилась со времен, когда не было зелёного мигания.

Тимофей Зудин, ведущий: Это запрещающий сигнал.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Это запрещающий сигнал. Зеленое мигание 3 секунды, в этом случае время движения свободное, расстояние при свободном движении и расстояние при остановочном процессе совпадают. Именно это и дает водителю возможность принять решение проезжать на последнее мигание зеленого или останавливаться.