В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Голубева, психиатр-геронтолог.

Ксения Бобрикова, ведущая: По статистике через 11 лет, то есть к 2035 году число россиян с деменцией может вырасти втрое. Сейчас от этого недуга страдают около полутора миллионов наших сограждан. Несмотря на это, только 68% жителей нашей страны так или иначе слышали о таком заболевании. Но из них всего лишь половина смогли подтвердить, что знает о нем достаточно.

Николай Растворцев, ведущий: И получается, что о причинах, о факторах риска и профилактики деменции большинство мало осведомлены. Поэтому и обращаются к врачам слишком поздно. В преддверии Дня внучат будем говорить о деменции, о ее первых признаках, о том, как можно помочь своему близкому, дорогому, пожилому человеку.

Ксения Бобрикова, ведущая: Болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие и маразм, деменция – это одно и то же? Или это всё-таки разные заболевания?

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Деменция – это более всеобъемлющее понятие. Туда как раз ходят все варианты болезней, проявляющихся как деменция. Болезнь Альцгеймера – это самый частый вариант деменции в пожилом возрасте.

Николай Растворцев, ведущий: И возникает она из-за травмы, из-за возраста?

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Возникает она из-за многих факторов, и нельзя какой-то один выделить самым главным. Если мы говорим о деменции в целом, то может даже неправильный образ жизни, который включает в себя, например, хронический алкоголизм, привести к деменции, но другой формы.

Николай Растворцев, ведущий: Что должно насторожить? Какие-то привычки, новые повадки, фразы, движения?

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Нужно обратить внимание на нарастающие проблемы с памятью, на текущие события. То есть это забывчивость, рассеянность, ощущение растерянности при появлении каких-то новых факторов, при освоении новой техники или попадании в новые условия.

Ксения Бобрикова, ведущая: Не можешь вспомнить, куда дел ключ от машины.

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Вот это больше к рассеянности. А по поводу «не могу вспомнить слова» – это чаще может быть признаком болезни Альцгеймера. Но это именно нарастающая проблема забывчивости, забывания названий предметов. Чаще речь идёт о том, что не помню, о чём мы говорили с утра, какие планы у меня на сегодня.

Ксения Бобрикова, ведущая: Помимо того, что, когда ставится деменция, обязательно делают МРТ, КТ головного мозга, ещё проводят специальные тесты. Может быть, вы покажете, какие тесты проводят, чтобы определить, есть у человека какие-то признаки к этому заболеванию или нет.

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Это самый легкий, быстрый тест на деменцию – не преддементные начальные нарушения, а именно на деменцию. Его можно провести дома и опознать, есть ли деменция среди родственников. Во-первых, я вам скажу три слова, нужно будет их за мной повторить и постараться запомнить, потом я снова к ним вернусь. Слова такие. Лимон, ключ, шар. Теперь приступим к рисунку. В кругу надо расставить цифры, как на часах, и поставить стрелочками время актуальное. Этот тест обязательно нужно проводить в спокойных комфортных условиях.

Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, есть какие-то методы лечения? Или это исключительно только поддерживающая терапия? Или просто нужно замедлить ее развитие?

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Важно начинать лечение на ранних этапах, когда еще нет выраженной симптоматики, развернутой картины деменции. Потому что излечить ее полностью пока что невозможно. Есть методы, которые позволяют замедлить, смягчить ее течение, противодементные средства.

Николай Растворцев, ведущий: А если человек отрицает у себя наличие деменции, и только родственники подозревают?

Елена Голубева, психиатр-геронтолог: Это довольно частая история, особенно, когда мы имеем дело с развернутой деменцией. Снижается критика к состоянию, и тогда мягко, уговорами, можно сказать, как с ребенком, надо стараться ему помогать, потому что человек не осмысляет своего состояния.