Вновь оборачиваясь к прошедшему лету — главная его выставка в Эрмитаже «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», ещё раз хотим добрым словом её, не то чтобы помянуть — она будет работать до 15 сентября, более того затем выставка фламандского натюрморта откроется в Москве, в Пушкинском музее, с похожим названием, но по сути это будет уже другой проект — у московских кураторов своя трактовка материала. Поле для высказываний — огромное. Как говорят, есть примерно 5000 способов выражения одной и той же мысли, всех поворотов нам не зацепить — и некоторых может даже и к лучшему. Михаил Пиотровский неоднократно подчёркивал, что если бы такую выставку Эрмитаж делал в Амстердаме, «мы должны были бы обязательно говорить о том, что всё это богатство Фландрии с искусством натюрмортов покрывает ужасную эксплуатацию несчастных людей в колониях. Был бы протест, потому что надо обязательно вставить каких-нибудь чёрных людей. Обязательно надо было бы говорить, что Великие географические открытия тоже были началом колониализма, забывая, что само слово колониализм придумано в Европе». Такой подход тоже возможен, но когда читаешь — в Оксфордском музее проект «Доение: колониализм и повседневное взаимодействие с молочными продуктами», в нём исследуют политическую природу молока… Вернёмся к красоте фламандского натюрморта, и его интерпретации певицей Женей Любич — искренней и непосредственной.