Репортаж Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Очень интересная новость для всех любителей паруса и ветра. В Петербурге начались соревнования по парусному спорту за Кубок нашего города. Параллельно идёт чемпионат России по парусному спорту. «Яхты, яхты, море, море» — вот такой стилеобразующий вид для нашего морского Петербурга сейчас можно наблюдать с его берега. Это здорово! Мы столица парусов и яхт.

А что будет, когда ещё построят марину в Горской? Все флаги в гости будут к нам? Правильно. Петербург должен продолжаться не только на суше, но и на воде, как и задумывал Пётр I. И все эти события — это хороший повод посмотреть, а что получится, если соединить две стихии, определяющие суть Петербурга, — воду и ветер? Получится вот что. Смотрите репортаж Натальи Медведевой «Песнь воды и ветра». Отдать швартовы! Поднять паруса!»


НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Мы привыкли говорить: Петербург — город на Неве. То есть на воде. Это аксиома. Но Петербург — это ещё и город ветра. Вода и ветер. Две стихи. Они соединяются и рождают чудо».

Яхтенный порт «Сомоленка». Первенство Петербурга по парусному спорту. Это 300 спортсменов. Тренеры, судьи и один главный гость. Его всегда ждут. А он приходит, когда захочет. И каждый раз неожиданно. Ветер. Сегодня западный. Порывы до 10-ти метров в секунду. Одни скажут — прохладно. Другие — поднять паруса!

КСЕНИЯ РОМАНОВА, спортсмен класса «Оптимист» Академии парусного спорта:
«Ветер — это что-то за гранью фантастики для нас. То он есть, то его нет. То он заходит с непонятной скоростью, его не предугадаешь, как в другом виде спорта».

Это Ксюша. Ей 13 лет. Она яхтсмен. Управляет швертботом. Профессионально ловит петербургский ветер с семи лет. Для спортсменов такая погода — лучше не придумать.

Вода и ветер — невероятное сочетание. Чтобы лучше понять, что это слияние стихий, надо ощутить его на себе.

Бассейн для новичков. Тренер Вячеслав объясняет мне, как управлять швертботом. Казалось, все просто: наполнить парус ветром, отрегулировать направление. На практике поймать ветер — это наука.

ВЯЧЕСЛАВ МАРТУСЬ, тренер Академии парусного спорта и ДСПК «Рауту»:
«Физика, механика — большое количество наук, которые позволяют нам преодолевать волну. Под каким углом она должна проходить волну, под каким углом к ветру, чтобы она шла вперед. Формулы не нужно знать. Главное понимать принцип. Знать законы физики. Нас сила притяжения тянет вниз. Мы будем упираться носом в волну, если сядем сюда. Нам надо держать баланс. Сидеть где-то посередине. Например, как парус работает: он не работает, если он не надут, как парашют. Если он сдут, мы упадем вниз. В него должен дуть ветер».

Вода в Петербурге — это уже прекрасно. Но только в сочетании с ветром — вместе — они создают другое измерение. Отдельный мир. Настоящее чудо.

Акватория Финского залива. По воде скользят прозрачные крылья бабочек. Это виндсерфинг. Доска с парусом. Управлять ей — значит управлять стихией. Вода и ветер рождают новое ощущение, понимание пространства.

Иван, тренер, рассказывает: задача спортсменов — поймать ветер. И использовать его силу для скорости, чтобы скользить по воде. Или идти против ветра. Языком профессионалов — лавировать. Понятие родом из мореходства.

ИВАН ПЕТРОВ, тренер по виндсерфингу:
«Когда-то давно корабли имели прямое вооружение. Ветер их гнал вниз по ветру. Самый обычный парус, который можно представить. На ладье викингов. Но этого стало не хватать. Попутный ветер случается не часто. Бывает ветер сбоку. Бывает прямо в лицо. Постепенно придумали тот вариант вооружения, который позволил ходить в лавировку. Когда вы начинаете идти под углом к ветру и менять свой курс ближе и ближе к ветру. Корабли стали маневреннее. Быстрее сообщаются с продовольствием. В итоге все это перекочевало в наш парусный спорт».

Как это — идти против ветра, — Иван показывает мне на суше. Всё, как и в любом виде парусного спорта. Стоим по ветру — парус развивается, как флаг. Чуть повернем мачту, он наполняется. На воде — ветер как старший товарищ. Ему доверяешь. И иногда уступаешь.

Ветер все время гуляет, меняет направление, силу. Ходить против ветра — эта идея заинтересовала молодого Петра I, когда он впервые увидел английский ботик. Так и началось его увлечение морем и флотом.

Петр внедрял привычку среди офицеров и матросов — ходить под парусом в любую погоду. В ветреную — особенно. Уже тогда было понятно: вода и ветер — это основа Петербурга.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«»Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива, и затопляла острова, погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь, и вдруг, как зверь остервенясь, на город кинулась», — так точно Александр Сергеевич описал, что происходит, когда сталкиваются вода и ветер. Вот на этом месте. Западный ветер со стороны Финского залива,  «запирает» Неву в ее дельте. И нагоняет волну. Волна  встречается с течением реки. И стихия врывается в город».

Наводнения в Петербурге закончились с появлением дамбы. Это щит от сурового морского ветра. Петербург борется с ним уже 321 год. Наш город стоит на пути многочисленных циклонов. Они приносят нам непогоду, шторм, наводнения.

СЕРГЕЙ ДРОЗДОВ, метеоролог:
«Самый сильный ветер у нас наблюдается в переходный сезон. Осенью, в начале зимы. Самые глубокие циклоны. Балтийские шторма. Все крупные наводнения по роковой случайности происходили в 24-м году. С интересом наблюдаем и ждем осени. Посмотрим, оправдается ли эта статистика».

Петербург с точки зрения ветров — уникальный город. С одной стороны залив. А с другой — гранит и Нева. Две стихии — вода и ветер — могут как разрушать, так и создавать.

Это чудо между небом и землей. Кайтсерфинг. Кайт — это большой летающий парус. Спортсмены буквально летят над водой. Доску поднимает подводное крыло — гидрофойл. А потому для спортсменов не существует волн. Это момент, когда закон гравитации нарушается. Есть только ты и ветер.

Первая тренировка всегда на суше. Новички выходят в залив только на пятое занятие. Научиться ловить ветер, управлять им — это самое сложное. Иван делает это с закрытыми глазами. Он сам так говорит. В спорте уже 10 лет. Для него кайтсерфинг — это свобода. Только взгляните, как он летит!Вода и ветер рождают особенные ощущения. Чувство полета и скорости, смешанные друг с другом. В любую погоду, в любое время года, буквально, даже Зимой. На доске по льду Финского залива. Так может быть только в Петербурге.

Ветер — это продолжение стихии воды. Одно не может без другого. Вместе они создают чудо. Новый мир под парусом, на доске, в полете. А могут разрушать, испытывать нас, когда стихии соединяются — можно ждать чего угодно. Петербург уже давно привык к этому непостоянству. Наш город — город воды и ветра, где каждый день поднимаются паруса.