Впервые с 1962 года музей-усадьба уходит на большую реставрацию. В каком состоянии она сейчас, и какой станет после обновления, рассказывает Иван Уваров.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И давайте продолжим тему реставрации. Тем более для этого есть очень актуальный и очень масштабный повод. Всё. Уже принято окончательное решение. Остаются считанные дни до закрытия репинских Пенат на реставрацию. Скорее всего, это произойдёт в октябре. Вновь открыть Пенаты планируют уже летом 2026-го года. Деньги на реставрацию выделены. Это такой подарок поклонникам творчества Репина в честь его 180-летнего юбилея. Тянуть больше было нельзя. Стеклянный купол протекает. Фундамент осел. Деревянные стены начинают гнить. Очень важный момент. Многих взволновала ситуация, когда посетители увидели стеклянно-металлические конструкции в парке Пенат. Представители руководства музея нас успокоили — это временные сооружения. Так называемые глэмпинги. У них нет фундамента. Они переносные и разборные. Эти глэмпинги установлены, чтобы жизнь в Пенатах на время проведения реставрационных работ не замирала. Это такой способ расширения экспозиционного пространства. Пока идёт реставрация, здесь разместят временные выставки и будут проводить творческие вечера художников. Как, кстати, и было при Репине. По завершению всех работ глэмпинги уберут, а экспонаты вернутся на законные места.

Итак, Пенаты. Эпоха Ренессанса. Один из гениев места нашего города закрывается на реставрацию. Почему эту нужно делать именно сейчас? И какими мы увидим наши любимые Пенаты после завершения реставрационных работ? Иван Уваров продолжит тему».


ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«А ведь у каждого из нас свои пенаты. Для кого-то это детская фотография в семейном альбоме. Для кого-то это удивительный парк с его башенкой Шахерезады. А для кого-то этот дом, хозяин которого сегодня, в среду, по традиции принимает гостей. Илья Ефимович, здравствуйте!»

Каждую среду гости репинского дома первым делом входили сюда. Передняя, самое светлое и самое знаменитое пространство со стеклянным куполом. Это была и мастерская, и место приема гостей.

Комнатка со стеклянным куполом, небольшая, уютная. Это первая пристройка к дому. Репин вообще пристраивал разные помещения по принципу дачника. Проекта, конечно же, не было. Кто-то называл его дом попугайскими клетками. А кто-то русским теремом.

Дому срочно нужен не просто ремонт — масштабная реставрация, без которой мы потеряем этот уникальный уголок. Усадьбу великого Репина.

На реставрацию выделены средства от Министерства культуры. Порядка 150-ти миллионов рублей. Проект уже есть. Аутентичность и атмосферу обещают сохранить. Сохранить — вообще главная задача этих работ. Вот как будет выглядеть репинский дом после реставрации, согласно проекту.

Закрыть «Пенаты» на реставрацию планируют в октябре. Открытие запланировано на лето 2026-го года. Но это не значит, что чуть больше полутора лет вход в усадьбу будет закрыт.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Доходный дом Григорьева на канале Грибоедова. Первый адрес Репина в Петербурге. До переезда в пенаты еще 17 лет. И вот, в этой мансарде он написал «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцев» «Крестный ход в Курской губернии». Сейчас это площадь Репина».

«Иван Грозный и сын его Иван» — самое мистическое произведение Репина. Самоубийство натурщика и два покушения. В 1913-м и 2018-м году. Вот что делает этот прописанный Репиным безумный взгляд Ивана Грозного. Усиливает и порождает безумие.

А теперь посмотрите на эти расписные сапоги. Да, это те самые с картины Репина. Уникальный и малоизвестный экспонат, который бережно и трепетно хранят в «Пенатах». Репин приобрел их для натурщика, который позировал художнику во время работы над полотном.

1941-й год. В эвакуацию в Академию художеств из «Пенатов» отправляют практически все экспонаты. В сам дом попадет бомба. Он сгорит дотла. В 1962-м году дом восстановят. И откроют здесь музей.

Поэтому сегодня всё в «Пенатах», за исключением самого дома и этого стола, подлинное. Все помнит Репина. Вот тахта, на которой позировал Шаляпин. А вот кресло, в котором Репину позировали актриса Андреева, Максим Горький, Владимир Бехтерев.

Когда гуляешь здесь, так и кажется, что Илья Ефимович сейчас выйдет на прогулку. Или может быть он сидит и что-то пишет за своим столом?

А вот совершенно другой Репин. Педагог. В Академию художеств он продолжил ездить и когда уже перебрался в Пенаты. Вот коллективная работа его учеников. Постановка натуры в мастерской Репина. Это уникальное полотно сейчас занимает одно из центральных мест в выставочных залах музея Академии художеств.

После работы со студентами Репин вновь возвращается в любимые Пенаты, потому что здесь и только здесь он мог понять подлинный смысл жизни и творчества.

Это Елена Владимировна, последние четыре года заведующая «Пенатами». Местом, которое, если уж не любит, то точно знает каждый петербуржец. Так я думал до встречи с Еленой Владимировной.

Удивительно, потому что Репин — как Пушкин. Его знают все! И в эти — репинские залы Русского музея едут со всего мира, чтобы увидеть «Бурлаки на Волге» — одну из самых знаменитых картин в истории человечества. Хотя буралки могли быть на Неве, потому что здесь Репин впервые их увидел.

Так и репинские «Пенаты» для Петербурга — наше все. Место силы, вдохновения, уединения. И разгадать феномен усадьбы невозможно. Можно только приехать сюда, вновь почувствовать себя рядом с Репиным. Запомним наши Пенаты такими. Спустя полтора года они будут если не другими, то уже точно обновленными. Надеемся, Репину они понравятся.