В современном Петербурге почти 100 различных рек и каналов. Но когда-то их было больше. Почему Марсово поле было островом? По каким улицам должен был пройти новый обводный канал? И где протекают реки намного древнее Невы? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим тему уникальности наших природных ландшафтов. Но продолжим её с необычной точки зрения. Вот, например, вы знаете, что под Петербургом протекают две огромные подземные реки, ещё 50 менее крупных и множество мелких? Самая большая и длинная река идет под дном Финского залива у Сестрорецка. Она поворачивает и далее движется под землей вдоль берега, пересекает Петербург и уходит дальше к Всеволожску. Вторая река также идет из Финского залива мимо острова Котлин. Далее практически повторяет русло, по которому двигалась Нева десятки тысяч лет назад, пересекает весь Васильевский остров, идет под нынешней Невой. Это такая река-дублёр нашей Невы. Очень интересная тема — реки-призраки. Мы знаем Фонтанку и Неву, Мойку и Карповку, но есть огромное количество рек в нашем городе, о которых вы не только ничего не знали, но и никогда не видели. А Антон Цуман видел. И он их нам сейчас покажет».


Раньше этот приток Невы, река Мурзинка, был настоящей рекой, а теперь с развитием Невского района значительная часть протекает под землёй. На самом деле, таких примеров в истории Петербурга множество. Как среди рек, так и среди каналов. И вот один из них — Марсово поле больше полувека было островом. А одноименная улица сегодня вполне могла называться набережной Красного канала.

Краевед и экскурсовод Александр Чернега рассказывает: для осушения болотистой местности Марсова поля в 1711 году от Мойки до Невы был прорыт канал, который назвали Красным (то есть красивым). Внешним видом он очень напоминал проложенную неподалёку по той же траектории Лебяжью канавку.

К концу 18 века канал свою функцию выполнил и был засыпан. Но его призрак ещё можно увидеть чуть в стороне на Миллионной улице. Первый Зимний мост через Зимнюю канавку когда-то был мостом Красного канала, который повторил судьбу засыпанных линий Васильевского острова и Адмиралтейского канала, где сегодня проходит Конногвардейский бульвар.

Другой пример — Лиговский проспект, один из самых загруженных проспектов. Казалось, он был таким всегда. Но до конца 19 века вместо него был Лиговский канал, а в месте, где он пересекался с Обводным, единственный в Петербурге мост-акведук — Ново-Каменный мост.

Канал был прорыт ещё в Петровскую эпоху, первой его задачей было снабжать строящийся Петербург чистой водой, затем был приспособлен для питания фонтанов Таврического сада. Его следы и сегодня  можно найти на окраине Петербурга, за станцией «Дачное». Так же нешироко он кода-то протекал и в самом оживлённом месте города у Московского вокзала.

Так было до 1890 года. Надобность в Лиговском канале отпала, и он превратился в проспект. А в 1970 году, после реконструкции, уже ничего не напоминает о том, что здесь когда-то был канал и мост-водопровод. Настоящее инженерное чудо своего времени.

И призраки рек и каналов до сих пор можно заметить на городских улицах. Улица Циолковского, которая выходит к Обводному каналу когда-то была рекой Таракановкой. Арка в стиле конструктивизм над проходной завода Красный Треугольник, на самом деле, её мост. А в 1979 году при строительстве подземного перехода у Нарвских ворот строители обнаружили засыпанный мост.

И вот ещё один пример, как в городе проявляют себя призраки даже не построенных водных артерий. Пример — широкая улица Турку во Фрунзенском районе. Этот простор скрывает факт — здесь должен был пройти новый обводный канал.

Вот так масштабно этот проект выглядел в концепции развития нового центра Ленинграда, который согласно Генплану 1935 года должен был начаться у Невы в районе нынешнего бульвара Красных зорь, затем пройти в районе улицы Турку, выйти на Бассейную у Парка победы и впадать в залив на месте Угольной гавани. Но единственной осуществлённой частью нового обводного остался дом на Московском проспекте, 190. Украшенный фигурами моряков с якорями и девушек с вёслами.

Краевед Михаил Крайнов рассказывает: создателями проекта заявлялось много целей. И имиджевая, и судоходная, и эстетическая. Но сначала в планы вмешалась война, затем новая градостроительная концепция переключила внимание на развитие северных окраин Ленинграда. А к концу 60-х стало окончательно ясно — строить новый канал экономически нецелесообразно и к тому же поздно.

Но есть и такие реки Петербурга, которые со временем становятся частью городских легенд. Такое место можно встретить на севере, в районе Охты.

На самом деле, история Чернавки гораздо прозаичнее, поясняет краевед-исследователь Наталья Столбова. Эта речка брала начало в Полюстровских болотах, поселения на её берегах возникли задолго до создания кладбища и основания Петербурга. В 19 веке с развитием промышленности были засыпаны истоки Чернавки, в 20 веке при застройке Охтинского жилмассива заключили в коллектор и устье. В начале 21-го под землю убрали большую часть кладбищенской части реки, а территорию отдали под захоронения. Но очертания и берега бывшей речки без труда угадываются в череде надгробий.

Несмотря на то, что реки уходят, они продолжают влиять и на город, и на его жителей. Порой напоминая о себе. И нередко трагическим образом.

2002 год. Обрушение дома 8 корпус 3 на Двинской улице. Погибли 3 человека. Причина — ошибка проектировщиков, когда здание с ленточным фундаментом в 1971 году построили в том месте, где раньше протекал засыпанный в 19 веке Сельдяной канал.

1976 год. Вошедший в историю размыв при строительстве метро на перегоне Лесная — Площадь Мужества. Выяснилось, что тоннель провели через подземную реку. Из-за которой уже через 20 лет трассу пришлось прокладывать заново.

С целью исключить подобные случаи специалисты Всероссийского НИИ геологии имени Карпинского на основе собранных за многие десятилетия данных составили компьютерную модель подземного Петербурга. Карту, на которой открываются самые настоящие тайны. И вот интересный факт, который можно увидеть на этой карте. Река Смоленка в своём современном устье идёт в точности по трассе древнейшей безымянной реки на месте Петербурга.

Эта река, представьте, старше Невы, старше Литоринового моря, старше ледника, воды которого это море образовали. Специалисты называют их — палеодолины. Да, это не реки в современном понимании — это в прямом смысле их геологические призраки.

Такие они — призрачные городские реки и каналы. В силу разных причин они были засыпаны, ушли под землю, видоизменились. Но на то они и призраки, чтобы, исчезнув с карты Петербурга, незримо остаться с ним навсегда.