В «Сириусе» подведены итоги самых невероятных проектов, которые могут изменить наше будущее. Лидирующие позиции — это идеи наших молодых петербуржцев. Специальный репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте поговорим о будущем. Тем более, для этого есть очень актуальный информационный повод. В федеральном центре «Сириус» на черноморском побережье были подведены итоги научно-технологической программы «Большие вызовы». Это флагманский проект Образовательного центра «Сириус» и одна из главных научных программ России для молодых исследователей. Она позволяет включить учащихся в решение реальных задач, которые стоят перед страной и ключевыми отраслями экономики. Например, изучают космические технологии и учатся строить космические спутники, исследуют вирусы и ищут новые лекарства для борьбы с ними, создают новые сорта растений, разрабатывают системы для «Умного города» и многое-многое другое. Для подведения итогов приехали 430 школьников из 70 регионов России.

И вот наш репортаж из Сириуса, который мы так и назвали: «Они придумали будущее». И давайте посмотрим на эти невероятные проекты, которые могут изменить наше будущее. И, что особенно важно, лидирующие позиции в этом списке – это идеи молодых петербуржцев. Давайте поближе познакомимся и с ними, и с их фантастическими проектами. Полина Ганичева продолжит».


ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Это наш специальный репортаж с юга, но моря в нём не будет, потому что мы находимся на особой — первой в России — федеральной территории «Сириус». Такой статус он получил пару лет назад, когда вышел из состава Сочи. И сегодня это один из крупнейших научных центров нашей страны. Сегодня здесь собрались те, кто через 10-15 лет будут нас лечить, обучать — в общем, решать нашу судьбу. Это наши дети. Петербуржцы».

Здесь мечтали оказаться 14 000 школьников со всей страны. Отобрали всего 400 лучших. Так случилась эта встреча: талантливые дети, представители крупнейших научных институтов и российских компаний. У них было всего 3 недели, чтобы создать проекты, которые изменят нашу жизнь.

АЛЕКСАНДРЫ И ДРОН

Это раньше про ребёнка можно было сказать: увлекается футболом, играет в шахматы. А вот Саша. Он занимается гонками на спортивных дронах. Такое вот хобби нашего времени. В «Сириусе» инженер беспилотников Александр из Москвы встретил программиста Александра из Петербурга. С командой они собрали и «обучили» вот этот коптер. Для инвентаризации.

Он считает, описывает и вносит коробки в базу — с помощью нейросети. Тест тут же провели на местном складе. После эксперимента без работы потенциально остались десятки человек.

Одному 14, другому 16. Их беспилотник, собранный за 3 недели, эффективнее человеческих рук в 30 раз. Эту разработку курирует реальная отечественная компания. То есть после смены изобретение будет жить и работать.

КОСТЯ И КОСМОС

МКС. В Руках у космонавтов — наноспутник. И вскоре после телемоста он отправился в открытый космос. Одно уточнение: в команде его разработчиков тоже были школьники.

Петербуржец Константин Сыщиков и его команда отправит свой аналогичный спутник в 2025 году, с космодрома «Восточный». Школьники разработали для него надежную систему хранения данных, которая умещается на ладони и не боится радиации.

КОНСТАНТИН СЫЩИКОВ:
«Мы экспериментально проверили, сколько данных (тех же АИС — это то, что отправляют суда, которые плавают в море, показывают свое местоположение), сколько принимает АИС за минуту. Около 20-30 Кбайт/мин. И мы посчитали, что нашего объема хватит даже больше, чем на 3 года работы среднестатистического кубсата».

Все эти задачи, из которых рождаются проекты — «большие вызовы» из стратегии научно-технологического развития РФ. Проще говоря, те вопросы, над которыми думают учёные, ведомства и вся страна — хотят и могут помогать решать дети.

ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА, председатель совета федеральной территории «Сириус», руководитель образовательного центра «Сириус»:
«Каждый год вырастает сложность задач, которые ребята могут решать. Причем решать в команде. Это значит, что базовая школьная подготовка по естественным предметам помогает быстро адаптироваться к решению сложных инженерных задач. Возможно, доучив друг друга. Невозможно физически за 24 дня создать то, что они делают. Но они же создают».

Вот, например, вызов — освоение Арктики и Антарктики. София и Иван из Петербурга с командой выбрали три точки в Печорском море и детально разработали проект станции по добыче полезных ископаемых в Арктике.

ДЕТИ И БУР

Нефть, газ и цветные металлы добывает и частично перерабатывает один комплекс. Продумано всё вплоть энергопотребления и комнат для промышленных туристов. По двум первым этажам уже можно прогуляться.

СОФИЯ КАНУННИКОВА, ИВАН КИЗИЛОВ:
«Мы знаем размеры станции, понимаем технические характеристики, оборудование. Знаем, какое количество человек будет. Вот жилой блок. Там находятся туристические комнаты. Там находится бассейн, баня… Прачечная тоже предусмотрена. Все в соответствии с ГОСТами у нас отображено. Мы не с бухты-барахты брали эти данные. Анализировали все документы нормативные».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Сейчас этот мир кажется игрушечным. Что ни есть детским. Компьютерная игра, Модель, практически кукольный домик. Через несколько лет всё это станет нашей реальностью».

Обходим здание с другой стороны и попадаем во «взрослые» лаборатории. Правда, такого разделения по возрасту здесь нет. Те же школьники, а потом и студенты «Сириуса», приходят сюда на практику. Так, например, проект изучения раковых клеток спустя пару лет и несколько метров пешком может превратиться в реальную вакцину. Крупнейший в России лабораторный комплекс в области наук о жизни. Направление генной терапии. Руководитель — выпускник СПбГУ Александр Карабельский.

Здесь занимаются генетическим редактированием. Принцип обычной журнальной ретуши. Только исправляют не неудачный кадр, а «бракованный» ген.

В мире тысячи таких заболеваний, где всё решает единственная ошибка гена. Команда Александра работает над тем, чтобы вот так «отредактировать» гемофилию (нарушение свертываемости крови), онкологические заболевания, потерю зрения. И параллельно со взрослыми эти задачи решают дети. На своём уровне. Вот он — реальный пример преемственности в современной науке.

Мы так много думаем о наших детях, пытаемся оградить их от ошибок, неудачного опыта,  — наконец, упростить их жизнь. И даже не представляем, на что они способны. Оказывается, нет «взрослых» задач. Есть просто большие. Которые мы можем решить только вместе.