В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.

Марианна Дьякова, ведущая: В Арабском зале Зимнего дворца проходит выставка «Жан-Марк Натье. Портреты Петра I и Екатерины I. К завершению реставрации». Парные портреты императора и императрицы представлены зрителям после долгой работы мастеров реставраторов. Что в первую очередь влияет на долголетие картины? Сколько обычно проходит времени до того момента, как полотно попадёт к реставраторам. Есть ли усреднённый срок их жизни?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Усреднённого срока жизни нет. Тут важны условия хранения. Важно не допускать резких климатических изменений, соблюдать температурно-влажностный режим. Проводить проверку сохранности и ряд консервационных мер. В таких условиях картина может храниться очень долгое время в стабильном состоянии.

Николай Растворцев, ведущий: В прошлых столетиях некоторые моменты невозможно было соблюсти ввиду отсутствия технических возможностей.

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: В реставрации мы как раз и сталкиваемся с последствиями условий хранения прошлых столетий, которые приводили к образованию серьёзных повреждений, утрат красочных слоёв, повреждений лаковой поверхности. Сейчас в музее созданы все условия для того, чтобы сохранять произведения в должном состоянии.

Николай Растворцев, ведущий: Сейчас XXI век. Замечаете ли вы необычные попытки сохранить картины коллег из прошлого?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Реставраторы всегда старались и пытались сохранить в меру тех возможностей, которые у них были. Если проследить историю реставрации картин Жана-Марка Натье, то прекрасно видно, что в XVIII веке реставраторы заделали ряд серьёзных повреждений: прорывы основы, повреждения красочного слоя. В XIX веке картины были дублированы на новую основу, натянуты на новые экспозиционные подрамники. В XXI веке уже мне выпала честь сделать завершающую реставрацию, связанную с художественными мерами.

Николай Растворцев, ведущий: С какими повреждениями поступили к вам парные портреты?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: У нас существует 2 термина: картина в удовлетворительном состоянии и в неудовлетворительном. Данные картины поступили в удовлетворительном состоянии. Авторскую живопись скрывал слой сильно пожелтевшего деструктированного лака, разновремённых записей и тонировок. Всё это существенно искажало оригинальную авторскую задумку.

Марианна Дьякова, ведущая: Действительно ли методики диагностики полотна, которые к вам поступают, напоминают человеческие обследования рентген, УЗИ и прочие? Применялись ли такие методы на этих портретах?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Методики схожи. Рентген позволяет увидеть состояние основы холста, определить наличие прорывов. Инфракрасная рефлектография показывает количество утрат, их характер, ранние реставрационные дополнения. Ультрафиолет выявляет состояние сохранности лака, реставрационных тонировок ранних и поздних. Всё это вместе позволяет сделать заключение по общему состоянию и по его результатам уже принять ряд реставрационных мер, выработать их последовательность и ход работ.

Николай Растворцев, ведущий: Как и с чего начинается работа? Возможно ли спрогнозировать время необходимое на реставрацию?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Каждая реставрация — это отдельный случай, и когда мы начинаем работу, сложно бывает представить конечный результат. В процессе работы возникают неожиданные случаи, которые требуют дополнительного времени, исследований.

Николай Растворцев, ведущий: Торопят ли реставраторов с окончанием работы?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: У нас есть обозримые сроки.

Марианна Дьякова, ведущая: Какие чувства испытывает реставратор, когда приступает к реставрации шедевров? Что испытали вы, когда узнали, что будете реставрировать полотна Натье?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Для меня это был абсолютный шок. Я не ожидал такого. Работая с таким художником, приобретаешь бесценный опыт и постигаешь его манеру.

Николай Растворцев, ведущий: Какой срок отведён этим картинам до следующего посещения реставратора?

Сергей Богданов, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: В музейных условиях хранения, в ближайший срок плановых реставраций не предвидится. Через лет 150, возможно, потребуется реставрация.