В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков.

Василий Киров, ведущий: Сегодня мы обращаемся к эпохе Возрождения. К широчайшей панораме литографии немецкой школы, к работам легендарных мастеров.

Людмила Ширяева, ведущая: «Эпоха Дюрера. Немецкие рисунки и гравюры XV-XVI веков». Так называется новая выставка, которая открылась в стенах Эрмитажа.

Василий Киров, ведущий: Если говорить о целой эпохе, как заявлено в названии, хочется раскрыть саму персону Дюрера. Почему именно его эпохой названа выставка?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Три года назад в Николаевском зале у нас проходила выставка, посвященная Альбрехту Дюреру. Сегодняшняя же выставка посвящена именно его эпохе в широком смысле. Мы начинаем с XV века и доходим до второй половины XVI века. Фигура Дюрера настолько крупная не только в немецком искусстве, но и вообще во всей истории европейского искусства, что период в искусстве Германии XV-XVI век принято называть эпохой Дюрера. Название совершенно оправданное, потому что Альбрехт, безусловно, художник, оказавший влияние на всё, что происходило вокруг него.

Василий Киров, ведущий: Альбрехт Дюрер — первый художник, который сам написал свою автобиографию.

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: В какой-то степени да. Она не такая последовательная автобиография в нашем сегодняшнем понимании, но это художник, который оставил многочисленные заметки, дневники, большое количество письменных биографических сведений. Написал очень подробный дневник поездки в Нидерланды.

Людмила Ширяева, ведущая: Считается, что Екатерина II покупала в Европе в первую очередь живопись, а на графику не особо обращала внимание. Как эта графика попала в коллекции Эрмитажа?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Екатерина II покупала крупные живописные собрания в Европе. Графикой она не интересовалась, и вообще интерес к графике возник позднее, чем к живописи. Хотя в XVIII веке в Европе уже активно собирали знаменитые коллекции рисунка, и попали они в Эрмитаж вместе с закупками Екатерины. Они шли приложением по 4 000-7 000 листов к большим живописным коллекциям. Благодаря этому мы сейчас обладаем действительно уникальными графическими собраниями.

Василий Киров, ведущий: Немецкая графика экспонируется в Эрмитаже не часто. Выставка была в 1969 году, в 2021 году и сейчас. Почему было принято решение провести выставку сейчас?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Мы выставляем одновременно рисунки и гравюры. До этого у нас были две Нидерландские выставки, где отдельно были показаны рисунки и гравюры, а здесь мы их объединили. Гравюры — это тиражная графика. Ксилография, листовая гравюра и рисунки — это уникальные, собственноручные произведения художников. Представлены вместе в Германии, в немецкой школе, и это было оправдано, потому что наша коллекция немецких рисунков и гравюр хорошо сочетаются. Представлены многие художники, которых интересно показать рядом. Немецкие рисунки никогда не становились в Эрмитаже предметом отдельной экспозиции. Для рисунков это дебютная выставка, и многие экспонируются впервые. Гравюры же показывались более 50 лет назад, в 1969 году.

Людмила Ширяева, ведущая: На выставке представлены цветные гравюры. Насколько широко они были распространены или это редкость?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Они редки в наши дни. Гравюры разукрашивали всегда, это было очень популярно. Раскрашенные гравюры в своё время пользовались большой популярностью, поэтому до наших дней их сохранилось крайне мало. Люди их активно использовали: вешали на стены, украшали мебель, оклеивали сундуки.

Людмила Ширяева, ведущая: Ценились ли они как картины в своё время?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Они были более распространены, это же отпечатанный тираж. Стоили дешевле, и их было проще приобрести. Гравюры, особенно разукрашенные, служили некоей заменой картин для людей, которые не могли себе позволить большие живописные произведения.

Василий Киров, ведущий: Хочется отметить пространство, в котором проходит выставка. Оно буквально год как открылось в Эрмитаже. Какой жизнью живёт эта экспозиция?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Данный проект относительно новый. Действительно, открывшаяся год назад экспозиция. Произведения на бумаге, гравюры и рисунки мы не можем экспонировать постоянно. Они находятся в фондах ради сохранности, ведь бумага чрезвычайно чувствительна к ультрафиолету. Поэтому произведения графики больше 3-4 месяцев экспонировать нельзя. Потом они должны отправляться отдыхать в тёмные свои папки и рундуки.  Год назад мы создали в Эрмитаже, в Зимнем дворце такое пространство, где в режиме ротации, раз в 3-4 месяца, меняя экспозицию, мы постепенно показываем наши большие фонды. У нас почти 600 000 предметов в этих графических фондах. Мы начали их показывать по национальным школам и показали уже Нидерланды. Сейчас показываем Германию, потом будет Италия, Франция, и так будем экспонировать далее. 

Василий Киров, ведущий: Почему немецкие мастера и мастера эпохи Возрождения увлекались графикой? Что они хотели этим сказать, и зачем им нужен был этот стиль? Почему они не могли выразить всё в живописи, она и по ценам была дороже?

Наталья Сэпман, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV-XVIII веков: Сложный вопрос. Тут мы должны разделить гравюры и рисунки. На гравюрах умелые мастера зарабатывали очень хорошо. Германия была передовиком в деле гравюрного искусства и во многом благодаря Альбрехту Дюреру, который разглядел возможности гравюры. Ведь если произведения нравились публике, то их можно было растиражировать и продавать. Рисунок же всегда был вспомогательной техникой. Самостоятельно они изготавливались для тонких ценителей, но крайне редко, особенно в то время. В целом рисунка, поскольку он лежит в основе всех других видов изобразительного искусства, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства производилось крайне много, но не на продажу, а с целью создания по этим этюдам других произведений.