В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Василий Киров, ведущий: Сегодня обсудим безопасность на дорогах. За первый квартал этого года в России было зарегистрировано более 23 000 дорожно-транспортных происшествий. Многие из аварий случаются по причине опасного вождения. До сих пор такой термин в правилах дорожного движения был, а ответственности за него не было установлено. Сейчас правительство поддержало законопроект, который может кардинально изменить эту ситуацию. Что такое опасное вождение?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Термин «Опасное вождение» очень размыто вписан в законодательство. В терминологии он не присутствует. В первой главе в правилах нет указаний на то, что такое опасное вождение. В пункте 2.7 прописано, что водителю запрещается, и седьмым пунктом идет: «Опасное вождение заключающееся в…» далее идёт перечисление определённого набора субъективностей. Каждая из которых является отдельно нарушением правил дорожного движения, но практически не администрируются, потому что очень сложно доказать объективную сторону события, которое является административным правонарушением. Например: «Движение с опасной дистанцией». Какая дистанция является опасной? Кто её будет измерять и каким образом?

Людмила Ширяева, ведущая: Может ли водитель в такой ситуации утверждать, что был вынужден совершить данный маневр?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да, может так сказать. Более того, с точки зрения законодательства описать безопасную дистанцию нельзя. Она в каждую секунду следующего времени разная. Всё это зависит от многих факторов: от массы автомобиля, скорости, состояния дорожного полотна, метеоусловий, времени реакции водителя и его физиологического состояния в моменте. Масса влияющих факторов, которые постоянно меняются. Такая же история с безопасными интервалами, их тоже не существует. Перестроение — это совершение нескольких подряд перестроений при интенсивном движении, но при этом правила дорожного движения считают, что интенсивное движение — когда заняты все полосы. Поэтому, когда мы говорим о том, что большая статистика по причине опасного вождения — это большой набор субъективностей, способствующих дорожно-транспортным происшествиям.

Людмила Ширяева, ведущая: Что делать, если останавливает дорожный инспектор и составляет протокол на опасное вождение?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Вас останавливает инспектор и утверждает, что было, по его мнению, нарушение — опасная дистанция. Штраф за это — 5 000 рублей или лишение прав. Вы берете запись с регистратора и идёте доказывать в суд, что не было нарушения. Судья, посмотрев запись, считает, что нарушение было. Вот тут вы уже никому ничего не докажете. Правовая комиссия по законотворческой деятельности одобрила введение в Кодекс штрафа, но с оговоркой, что должен быть разработан механизм выявления и администрирования, а с этим сейчас будут сложности, потому как обязательно должна быть видеосъемка в движении.

Василий Киров, ведущий: Может ли нарушение ПДД, которое привело к ДТП инициировано как опасное вождение?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Запросто может быть, но это будет в отношении очень ограниченного круга лиц. Валово это не войдёт в систему.

Людмила Ширяева, ведущая: Повлияет ли эта мера в общем на движение на дорогах?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Для основной массы водителей это не будет нести педагогического эффекта. Для борьбы с автофриками необходимо их лишать прав на большие сроки и применять другие, более тяжёлые ответственности в случае, когда они совершают тяжёлые нарушения правил, которые администрируются в коротком временном отрезке.  

Василий Киров, ведущий: Считаю, что должна быть отдельная статья за то, что они всё снимают, выкладывают в социальные сети и этим пропагандируют нарушения ПДД.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да, такая статья сразу снизит уровень желания совершать данные действия на камеру.