Событие мирового масштаба. Реставрация Китайского дворца Екатерины Второй в Ораниенбауме окончательно завершена. Работы по восстановлению уникального объекта длились целых 20 лет. Бережно и с любовью.
ТАТЬЯНА СЯСИНА, заведующий сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума»:
Это непростой дворец. Одно дело воссоздавать, другое дело — реставрировать и консервировать. Самая главная проблема в Китайском дворце это был температурно-влажностный режим. Начать реставрацию сразу было невозможно. Сначала было нужно ввести объект в правильный режим отопления.
Китайский дворец построили без фундамента и системы отопления. Поэтому его планомерно разрушала сырость. В начале 200-х вскрыли полы, и обнаружили, что в под ними по щиколотку стоит вода. Объект культурного наследия надо было срочно спасать.
РОМАН КОВРИКОВ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
Четыре года заняли подготовительные работы. И потом год за годом открывался зал за залом. Это была сложная, кропотливая, но очень интересная работа.
Теперь памятник архитектуры выглядит в точности, как при своей царственной хозяйке. А еще он оборудован современными системами гидроизоляции и поддержания оптимальной температуры. Летом — 20 градусов, зимой не выше 15-ти. Влажность 55%. Особая гордость реставраторов — исторические полы.
РОМАН КОВРИКОВ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
Паркет, на котором мы с вами стоим, по нему ходила императрица Екатерина Вторая, ходил Павел Первый. И мы с вами имеем уникальную возможность пройтись по этому паркету. Это — он, и мы вернули его петербуржцам, россиянам.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Под моими ногами «Роза ветров». Над головой потолок в форме купола земной сферы. Все в Туалетной Екатерины Второй посвящено теме географии.
Всего во дворце 17 уникальных исторических залов. Кроме Туалетной комнаты последними для посетителей открылись ещё три интерьера — Китайская опочивальня, Портретная комната и Кабинет.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
В Кабинете императрицы можно почувствовать себя, как в сказке. Волшебный эффект достигается за счёт серебряной присыпки, которой покрыты стены. Прямо по ней нарисованы листья, цветы, птицы и прочие элементы декора.
Зеркала в Китайской опочивальне многократно усиливают эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. А стены, оформленные белым атласом, изготовленным в России и расписанным русскими мастерами, создают стиль шинуазри — фантазии на тему Китая.
РОМАН КОВРИКОВ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
Это на данный момент единственный в мире дворец рококо, который построил Антонио Ринальди. Больше таких дворцов нет.
Жемчужина Ораниенбаума — Китайский дворец — открыт для посещения только летом. И только в дни, когда нет дождя.