АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В 1901 году в связи с грядущим столетием одного из выдающихся российских композиторов, Михаила Ивановича Глинки, русское музыкальное общество выступило с инициативой создания памятника композитору. Был объявлен специальный конкурс, в котором участвовало аж 22 архитектора, а в итоге победил проект братьев Бахов. Но Городская дума приняла решение, что местом будущего памятника станет пересечение улицы Глинки и современной Театральной площади.
Выбор места был очевиден, когда-то в здании Санкт-Петербургской консерватории располагался большой Каменный театр, где 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». А через 6 лет — оперы «Руслан и Людмила». Сам же памятник отцу русской музыки торжественно открыли 3 февраля 1906 года.
Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки. Творческая биография композитора в значительной степени связана с Петербургом. В возрасте 13 лет он поступил в Благородный пансион при Первом педагогическом институте, который в начале 19 века располагался вот здесь, на набережной Фонтанки за Старо-Калинкиным мостом. Здесь же учился младший брат Пушкина, а его друг по лицею Кюхельбекер преподавал российскую словесность и стал гувернёром юного Миши Глинки. Кстати, родная сестра Кюхельбекера, Юстина, вышла замуж за Григория Глинку — двоюродного брата отца композитора. Именно в этом здании до переезда Благородного пансиона на современную улицу Правды Михаил Глинка провёл свои первые годы в Петербурге, и здесь же он познакомился с Пушкиным.
Поэт и будущий композитор очень быстро стали друзьями, их очень много объединяло. Позднее знаменитый критик Владимир Стасов напишет: «Они оба создали новый русский язык. Один — в поэзии, другой — в музыке».
Адресов в Петербурге, по которым в своё время жил Михаил Глинка много, но именно вот этот доходный дом Мерца в Фонарном переулке, пожалуй, самый знаковый. Именно в этом доме композитор создал две свои самые знаменитые великие оперы: «Жизнь за царя» об Иване Сусанине, а также «Руслан и Людмила» по мотивам сказки своего хорошего друга Александра Сергеевича Пушкина.
Кстати, идею создать оперу об Иване Сусанине композитору предложил сам Василий Андреевич Жуковский. Именно он рекомендовал взять за основу народное предание времен Смутного времени, то есть начала 17 века, о костромском крестьянине Иване Сусанине, который сознательно завёл польский военный отряд в лесную чащу и спас таким образом от гибели молодого царя Михаила Фёдоровича, первого представителя династии Романовых на Московском престоле. Конечно, «Жизнь за царя» не стала первой российской оперой, но зато она была первой русской оперой.
Михаил Глинка много путешествовал по Европе, но всегда с особым чувством вспоминал Смоленское поместье, где прошло его счастливое детство, и, конечно, же Петербург.
Композитор умер от простуды, которая спровоцировала обострение хронической болезни печени, 15 февраля 1857 года в Берлине. И был похоронен на местном лютеранском кладбище. В мае того же года по настоянию младшей сестры Глинки, Людмилы, прах композитора был перевезён из Берлина сюда, в Петербург, и перезахоронен вот здесь, в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище. Кстати, сегодня в Берлине на русском православном кладбище находится кенотаф в память о Глинке, а также памятник композитору советского периода. Но я хочу вспомнить ещё один любопытный исторический факт: во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его обёрнутом в картон гробу было написано большими русскими буквами «Фарфор». Символично, сразу вспоминается канон придуманный друзьями Глинки после премьеры его оперы об Иване Сусанине: «Веселись, Русь! Наш Глинка — уж, не глинка, а фарфор!» Другими словами, Михаил Глинка стал драгоценнейшей частью русской культуры.