ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:
Современное искусство — за пределами музеев и арт-пространств. Здесь оно вступает в диалог и со зрителем, и с масштабной окружающей средой. Изучим необычную экспозицию. Мы на Елагином острове.
Выставка «Стекло и керамика в пейзаже» проходит в юбилейный двадцатый раз. Последние два года – с приставкой +плюс металл и текстиль. Художники, как профессионалы, так и дебютирующие мастера, исследуют, как парковое пространство меняет восприятие искусства.
АЛИСА НАГОРСКАЯ, заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКИО им. С. М. Кирова:
Человек приходит в парк и спонтанно совершенно оказывается вовлечённым вот в такую вот необычную прогулку. В этом есть специальная задумка авторов: расположить фигуры и предметы, объекты таким образом, чтобы они составляли не просто часть пейзажа, а часть нашей повседневной жизни парка. То есть люди, наши посетители, они взаимодействуют таким образом напрямую с объектами, с экспонатами выставки.
К созданию работ художники подошли по-разному. Часть объектов изначально сделана для представления на открытом воздухе – как этот экспонат. Он символизирует непрерывное перемещение в пространстве и времени, ведь все мы многогранны и постоянно куда-то движемся.
ЕКАТЕРИНА ЧАРИНА, художник-керамист:
Обязательно нужно выдерживать некую масштабность, потому что любая большая вещь, которую мы видим в мастерской, в замкнутом пространстве, она теряет свой размер, когда приносишь её сюда, где есть огромное небо, огромная трава – большие масштабы.
Работа покрыта зеркальной глазурью, в которой отражается Елагин дворец. Арт-объект словно общается с классической архитектурой. А на солнце покрытие переливается цветом, как и эти «мыльные пузыри».
ОВИК МАНУКЯН, мастер художественного стекла:
Здесь много света, солнце, отражение, работа по-другому смотрится, вот, тянет к себе, вот, иди смотри на меня. В мастерской они более такие монументальные, серьёзные вещи. А здесь она, вот, несерьёзная, мне это нравится. Мне показалось, что на траве, под кустом, у воды это всё будет смотреться вроде неплохо.
Многие работы на выставке, напротив, никогда за пределами арт-пространств не выставлялись. Этот керамический «Белый птах» обычно находится в помещении под электрическим светом.
СЕРГЕЙ МОЛЧАН, художник-керамист (Беларусь):
В естественном освещении, в естественной среде работа всегда по-другому воспринимается, чем она выставлена в каком-то выставочном зале. Уберите солнечный свет — и вот совершенно другое восприятие работы. Не лампочкой это всё подсвечено красивенько.
ЕКАТЕРИНА ЧАРИНА, художник-керамист:
Стираются эти жёсткие границы. В музее нас всегда что-то ограничивает: ленточка, стекло. И не так хорошо воспринимается вообще даже материал. А так можно подойти, вот, прям, вот, вблизи рассмотреть.
Керамика, стекло, текстиль на пленэре – связующие звенья между художественной мыслью и обычной жизнью. Редко, когда искусство было настолько близко к зрителю. Оригинальные материалы, скажем, непривычно изящный металл, и темы продолжают по-новому открывать современное творчество.