Сергей Ильченко, профессор Санкт-Петербургского государственного университета:

Сегодня я расскажу вам о том, как отразилась в топонимике нашего города имя известного французского политического деятеля Жана-Поля Марата.
Обратите внимание на то, что один из самых ярких деятелей Великой Французской революции никогда не был в нашем городе. Вся его бурная деятельность происходила в основном на французской земле. Будучи одним из лидеров революции, он всячески пропагандировал её идеи в журнале «Друг народа», который сам и редактировал.
Великая Французская революция вдохновляла и российских политических деятелей. После событий 1917 года появился ленинский план монументальной пропаганды. Имя Марата значилось в списке одним из первых. Однако памятник ему установили в Москве, а не в Петрограде.
Зато именно в нашем городе одной из первых появилась улица Марата. Её переименовали в 1918 году. А прежде она называлась то Грязной, то Николаевской. Улица Марата проходит от Невского проспекта до Пионерской площади.
Имя Марата всегда было популярно в культуре. О нём писали книги, его изображали на картинах, в честь него называли детей и даже линкор Балтийского флота. А в одной из песен Александра Розенбаума есть такие строки:
«На улице Марата
Я счастлив был когда-то».
А на сегодня у меня для вас нет больше никаких рекомендаций. Кроме одной — откладывайте в сторону ваши гаджеты, берите в руки книги, чтобы лучше понимать не только то, что происходит вокруг и сейчас, но и то, что было когда-то в прошлом. Недаром с горечью замечал Станислав Ежи Лец: «Для великих трагедий нужна кровь, а не слёзы». До новых встреч.