В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Михаил Спичка, ведущий: В Государственном Эрмитаже открылась выставка на грани красивой литературной истории и реальных исторических фактов «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Здесь представлено около 500 экспонатов, которые помогают взглянуть не только на литературного героя, реального человека, но и на жизнь Российского императорского двора глазами иностранца. Про кого эта выставка, про литературного героя Рудольфа Распе или про реального человека Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Очень хотелось рассказать про настоящего Мюнхгаузена, потому что про литературного героя мы знаем с детства. Мы рассказываем и про одного, и про другого Мюнхгаузена, потому что они неотделимы. Про настоящего Мюнхгаузена знали бы только его потомки, которые ведут родословную, если бы не литературный герой, что неожиданно прославил скромного немецкого офицера из древнего рода. 

Ксения Бобрикова, ведущая: Как Мюнхгаузен оказался в России?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Он оказался здесь в качестве пажа, потому что императрица Анна Иоанновна, думая о продолжении династии, выдала замуж свою племянницу за принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Когда принц приехал, ему необходима была свита, в том числе пажи. Мюнхгаузен был одним из пажей принца Антона-Ульриха.

Михаил Спичка, ведущий: Почему он превратился в такого эксцентрического, если не сказать комического литературного героя? Что подвигло автора книги про Мюнхгаузена выбрать именно его?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Мюнхгаузен, когда вернулся с русской службы в Нижнюю Саксонию, в Боденвердер в 1750 году из России, он, как и все дворяне, проводил много времени на охоте. После, сидя в кабаке, рассказывал охотничьи истории. Мюнхгаузена отмечали, как прекрасного рассказчика и выдумщика. Люди специально приходили послушать его рассказы за чашкой пунша. Среди этих людей оказался Рудольф Распе, он без ведома Мюнхгаузена записал его рассказы и издал их часть.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Выставка представлена как путешествие по главам книги, представлено более 500 экспонатов. Есть ли на выставке ядро и ружьё, которое может стрелять вишнёвыми косточками?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Конечно же, есть. Ведь мы же доказываем, что барон Мюнхгаузен был самым правдивым человеком на Земле. У нас есть интерактивная часть, где можно увидеть, как летит барон на ядре мимо турецких крепостей. На этой выставке мы ещё хотели показать, что сама реальность времён Анны Иоанновны как бы способствовала сочинению таких историй. В некоторых моментах реальные события были даже более фантастичны, чем то, что рассказывал барон.

Ксения Бобрикова, ведущая: Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии сказал, что одна из задач настоящей науки — на некоторых этапах доказать, что фантастика — вовсе не фантастика. Как экспозиция помогает по-новому взглянуть на Россию XVIII века?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: На выставке мы показываем пушку и рядом инструменты из Кунсткамеры. Она открылась тогда, когда барон приехал в Россию. Инструменты для расчёта наклона орудия, размера ядра. Мы говорим о том, что важно не ошибиться в расчётах, ведь при правильном расчёте можно полететь. Показываем сообщение Санкт-Петербургских новостей про разные необычности, найденные в мире, и понимаем, что рассказы Мюнхгаузена уже не так удивительны. Мечты о возможности невозможного в ХХ веке порождают научную фантастику, а в XVIII веке они рождали разговоры, подобные историям барона Мюнхгаузена. 

Михаил Спичка, ведущий: Известно ли, как сам ротмистр барон Мюнхгаузен относился к своему литературному альтер эго?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Очень плохо относился и был очень возмущен, потому что первые рассказы Мюнхгаузена были изданы в 1761 году, и там не было указано его имени. В 1786 году Распе издал вторую книгу, которая называлась «Приключения барона Мюнхгаузена» и в предисловии написал, что это рассказы человека, который относится к роду подарившего нам премьер-министра. Кузен Иеронима Карла Фридриха Герлах Мюнхгаузен был премьер-министром Ганновера и короля Англии. Таким образом, он из благородного дворянина, род которого ведёт историю с XII века, сделал комичного персонажа. Для Мюнхгаузена это было неожиданно и неприятно. Причем не только для него, но и для его потомков, которые не радовались этой славе.