Наталья Гончарова вспоминала, что Александр Сергеевич мог выйти из квартиры на Мойке, например за газетой, и исчезнуть. Что делал поэт? Конечно, шёл гулять по Петербургу — городу, которого мы с вами никогда не видели.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Здание биржи было уже построено к началу учёбы Пушкина в лицее, но не оно манило сюда молодого поэта, а морской торговый порт: корабли с пёстрыми флагами, разноязычная речь, заморские диковинки — вот что притягивало Сашу, и, конечно, запах приключений.

Чтобы перейти с Васильевского на Адмиралтейский остров, Пушкин пользовался Исаакиевским наплавным мостом — первое и долгое время единственной переправой через Неву.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Во времена Пушкина набережные освобождались от лесов, и он видел, как они открываются, он застал ещё берега низкие. И вот возникают эти берега каменные, и вот здесь у Летнего сада прямо на Неве была организована купальня, и есть воспоминания современника Пушкина — Сергея Сухотина, когда они с братом, ещё не умело тут плещутся в этой купальне, и вдруг видят, как ним подплывает кудрявый молодой человек и показывает, как нужно плавать — по-лягушачьи, и потому, что он здоровается с Вяземским, они понимают — это Пушкин.

Искупавшись, поэт по привычке пешком, не дожидаясь кареты, направлялся к Адмиралтейскому бульвару — излюбленному месту прогулок людей хорошего общества. Отсюда открывался вид на грандиозную строительную площадку Исаакиевского собора. Пушкин как раз был в Петербурге когда в июле 30-го года ставили очередную исполинскую колонну.

ЮЛИЯ ЛУКАШЕВИЧ, методист сектора музейной педагогики Государственного музея «Исаакиевский собор»:

Уникальные по своим размерам колонны — 17 метров в высоту, представьте, у основания они метр-восемьдесят в диаметре и вес их превышает 114 тонн. Эти колонны ставили всего за 40- 45 минут. Готовились очень тщательно. В 25-м году Монферран подал документы в комиссию, чтобы сделали модель уменьшенную, чтобы на ней потренироваться и быть уверенным, что все закончится идеально.

Через четыре года в центре города будут ставить ещё одну колонну — Александрийский столп, воспетый Пушкиным, был открыт 30 августа 1834 года. Но на самом торжестве поэта не было.

ВЕРОНИКА ДАНИЕЛЯН, начальник методического отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Намеренно уехал поэт из столицы, не пожелал присутствовать на этом торжественном мероприятиях. Если мы знаем, что Пушкин был обязан при дворе носить нелюбимую одежду для поэта — это камер юнкерское одеяние, должен был присутствовать именно в нём и пожелал этого избежать.

Часто Александра Сергеевича можно было встретить на главном проспекте — Невском. Художник Василий Садовников изобразил его на своей панораме, скорее всего идущим в любимое кафе выпить лимонада. Невский, 18 — одно из немногих зданий, сохранившихся с XIX века.

БОРИС МЕГОРСКИЙ, заведующий отделом эстампов и фотографий Российской национальной библиотеки:

Облик домов, конечно же, менялся. В таком первозданном виде насчитали около 25 домов, которые мы видим у Садовникова и которые сохранились до наших дней.

Золотой век русской литературы совпадает с блистательным веком архитектурных шедевров: Стасов, Воронихин, Монферран создали тот самый — строгий и стройный вид города, тогда как Александр Пушкин подарил этому блистательному Петербургу бессмертие в своих стихах.