В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области.

Ксения Бобрикова, ведущая: Два юбилея сойдутся 8 июня в одном музыкальном спектакле, который представят в Приоратском парке в Гатчине. Симфонический оркестр Ленинградской области, совместный с артистами Государственной филармонии для детей и молодежи Санкт-Петербурга под управлением главного дирижера Михаила Голикова.

Михаил Спичка, ведущий: 225 лет со дня рождения Пушкина, а второй — 220 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Дату отметили буквально на днях, 1 июня. Говорим мы о постановке по мотивам оперы «Руслан и Людмила».

Ксения Бобрикова, ведущая: Что значит по мотивам: речь о сюжете или всё-таки о музыкальных мотивах?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Безусловно и сюжет, и музыкальные мотивы, все соединилось в нашей замечательной постановке. На самом деле, конечно, в основе лежит опера Михаила Ивановича. Опера, которую знают все, опера, которая считается сказкой, хотя сказка такая очень многогранная. В связи с тем, что эту постановку мы реализуем на открытом пространстве, это очень важно, Приоратский парк города Гатчины, совершенно роскошнейшее место. Декорации идеальные, потому что там есть Дуб Лукоморья. Кстати, замечательные фигурки пушкинских персонажей, и кот учёный, и белка, и много других есть в Приоратском парке. Безусловно, озеро, зелень, но самое главное, что это открытое пространство для гуляния, возможность прийти всей семьей и насладиться замечательным пушкинским текстом и великолепной музыкой Михаила Ивановича Глинки. Если мы сравним нашу постановку с оперой, которая прекрасно многие годы идет в разных театрах, в том числе в нашем Мариинском театре, то, конечно, мы постарались сделать так, чтобы не четыре с лишним часа зрители изучали все длинные и очень важные хитросплетения сюжета Александра Сергеевича, положенного на музыку Михаила Ивановича, а все-таки где-то в районе двух часов смогли полностью пережить все-все. Мы немного не то, что изменили либретто, изменили подход к нему. Умышленно выведя из оперного жанра некоторых актеров, мы ввели драматических, и благодаря этому у нас был такой красивый рассказчик, который является и медиумом одновременно. То есть он человек из современного мира, но при этом рассказывающий, повествующий ту самую сказочную историю про противостояние добра и зла, где, безусловно, победит добро.

Михаил Спичка, ведущий: Репин, кстати, изобразил Глинку за сочинением «Руслана и Людмилы» лежащим на диване, о чем свидетельствует соответствующая картина. Великие оперы так тоже сочиняются?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Мне кажется, нам всем нужен этот момент какого-то отречения. Посмотрите, какой взгляд. Вообще, мне эта картина безумно нравится, честно признаюсь. Я бы сделал из неё отдельный целый эпизод в опере, но у нас и так достаточно много артистов: Симфонический оркестр, хор, великолепные оперные солисты. Кстати, главную партию Руслана будет исполнять солист Мариинского театра Мирослав Молчанов. Фантастически фактурный молодой русский бас, наследник нашей замечательной школы. Конечно, балет, танцы восточные, без них мы не обойдемся абсолютно точно в этой постановке.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сюжет поэмы Пушкина довольно закручен. Стоит ли перечитать первоисточник перед тем, как идти на ваш спектакль?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Вы знаете, здесь и да, и нет. На мой взгляд, если вы пойдете с семьей, с детьми, и вы еще не читали с детьми этот непростой сюжет, непростую сказку, сходите, посмотрите сначала этот спектакль, а потом найдите тот подход, как перечитать первоисточник. Возможно, это будет даже интереснее.

Михаил Спичка, ведущий: Увертюра к «Руслану и Людмиле», по-моему, одна из лучших мелодий вообще в русской музыке. Но нельзя ли ее исполнять не только в начале, а еще разок-другой потом?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Так, в общем, в опере и происходит, все заканчивается этой же увертюрой. Вся опера заканчивается, финал построен на точно такой же музыке, только вместе с хором. Поэтому 100% эту увертюру зрители услышат дважды.

Ксения Бобрикова, ведущая: Михаил, а почему все-таки был выбран Приоратский парк, и как там будет обстоять дело с акустикой?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Мне кажется, для хорошего исполнения, неважно, это поэт, музыкант, артист театрального жанра, не бывает ограничения по выбору площадок. Более того, в последние годы формат open-air, то есть открытого пространства для разных исполнительских жанров, набрал не то, чтобы популярность, а он стал очень любимым у людей. Во-первых, есть возможность бесплатно прийти всей семьей. Погулять, насладиться природой. Почему Приоратский парк? Дело в том, что именно в Приоратском парке, вообще в Гатчине, на Гатчинской земле, на территории Гатчинского района Ленинградской области, уже более 36 лет проходит традиционный Пушкинский праздник, потому что эти места наиболее тесно и ярко связаны с жизнью Александра Сергеевича. Поэтому, мне кажется, здесь все соединяется в золотые точки сечения.

Михаил Спичка, ведущий: Насколько мы знаем, помимо природных декораций, есть еще и декорации, сделанные для этого спектакля, так ли это?

Михаил Голиков, дирижёр, художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области: Конечно, очень не просто в формате постановки open-air, мы знаем это прекрасно по замечательному фестивалю, проходящему в Петербурге, «Опера — всем», сделать соответствующие декорации. Нет ни машинерии, в нашем случае у нас еще и света, по сути, нет, потому что белые ночи. Сколько ты не пытайся создать театральный свет, это все не получится, мы ориентируемся на природное светило. Но если в русской поэзии и вообще в русском языке природным светилом мы всегда называли Александра Сергеевича, то в данном случае настоящее природное светило тоже, надеюсь, нам поможет. Декорации все равно есть, они из себя представляют очень много различных ладоней, это очень семантический образ, который, с одной стороны, показывает доверие, помощь, какую-то силу и смелость, а с другой стороны, может являться коварством, предательством, воплощением не самой белой магии или волшебства. Одним словом, эти руки, которые вы сейчас можете видеть на экране, они становятся основой декорации. Вместе с костюмами, которые будут подчеркивать изысканную игру наших актеров, я думаю, эта постановка никого не оставит равнодушной.