ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Первые три года существования петербургского метрополитена вот таких хорошо знакомых нам сегодня жетонов не было. Пассажиры использовали бумажные билеты, которые проверяли контролёры, что занимало достаточно много времени. Всё изменилось в 1958 году внутри этого павильона. Нарвская – самая-самая первая станция метро, в которой появились турникеты и, соответственно, жетоны.
Систему автоматизированной системы оплаты и контроля проезда предложил ввести 24-летний студент ИТМО. Вместе с напарником юноша за несколько месяцев сконструировал два опытных образца турникетов, наподобие вертушки, похожие на те, что стоят на заводских проходных.
Для сравнения – в Москве первые турникеты сконструировали в 1935 году, тогда же появился и московский жетон – со звездой по центру. Но оба новшества не прижились. В столице их вновь ввели в эксплуатацию лишь год спустя после того, как жетоны и турникеты появились здесь, на Нарвской.
Благодаря нововведению ленинградцы стали в разы быстрее попадать в подземный вестибюль Нарвской. Тема его архитектурно-художественного оформления – трудовая доблесть советского народа. На боковых стенах 24 пилонов – 48 горельефов с 12 повторяющимися сюжетами. Их главные герои – люди разных профессий.
Над каждой композиций работали выдающиеся отечественные скульпторы. Панно «Колхозники», например, создано Михаилом Аникушиным, автором памятника Пушкину на Площади Искусств. Существует версия, что образы трудящихся были списаны с реальных людей, причём по большей части – с передовиков производства.
На панно «Строители», например, изображены архитекторы станции метро. Среди них Сергей Сперанский – с макетом Нарвской в руках. И это, в свою очередь, отсылка к Огюсту Монферану, создателю Исаакиевского собора. На одном из горельефов храма он похожим образом держит свое творение.
Нарвская – первая и единственная в Ленинграде станция метро, имеющая путевое развитие, но не являющаяся ни конечной, ни пересадочной. Оборотный тупик, расположенный в её туннелях, в будущем станет соединительной ветвью к строящейся станции «Путиловская». Так что Нарвской ещё предстоит сыграть большую роль в развитии всего метро Петербурга.
Нарвская – самая-самая первая станция метро, где появились турникеты и жетоны
4 июня , 07:45