В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.
Михаил Спичка, ведущий: В начале было слово, а потом появилась книга. Со временем люди научились её печатать. Спасибо за это Гутенбергу и Фёдорову. Сейчас люди вновь создают рукотворные книги, многие из которых становятся произведениями искусства.
Людмила Ширяева, ведущая: Выставка «Сотворение книги. Редкая книга из Санкт-Петербурга» только открылась в Зимнем дворце. Кто эти художники, которые создали эти произведения искусства?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Художники, которые принимали участие в создании книг, что можно увидеть на выставке, — это современные мастера графики, скульптуры, живописи. Такие мастера, как: Михаил Шемякин, Даши Намдаков, Борис Забирохин, Михаил Гавричков, Сергей Швембергер, Юрий Купер, Юрий Боровицкий, Сергей Кондрашкин, Александра Флоренского и многие другие. Все они создавали свои произведения непосредственно для этих книг.
Людмила Ширяева, ведущая: Создание книги — это такая сложная и кропотливая работа. Какой тираж был у таких книг?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Работа очень сложная и тщательная, но тираж в 1 экземпляр — это редкость. На нашей выставке есть книги, изданные тиражом и 5, и 10 экземпляров. Средний тираж — 25-30 экземпляров.
Михаил Спичка, ведущий: Отступает ли на второй план в данном случае художественная ценность текста книги?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Безусловно, да. Здесь большой акцент делается на иллюстрации, на переплет. Хотя текст тоже очень важен, тем более что в некоторых книгах текст написан от руки, и мы можем видеть примеры каллиграфии. Есть тексты, отпечатанные на пишущей машинке.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему возникла необходимость создавать такие книги, которые больше похожи на произведения искусств?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Данная традиция идёт от начала ХХ века от Амбруаза Воллара, который задумал издания вот такой редкой книги — книги художника Ливр дАртист. Те книги немного отличались от тех, что мы видим на нашей выставке, потому что они поручались художникам, которые создавали иллюстрации, иногда даже не читая текста, что будет в книге. Они создавали своё художественное впечатление, собственное видение. В нашем случае всё происходит по-другому, и иллюстрации имеют непосредственное отношение к тексту.
Михаил Спичка, ведущий: Работы, которые выставлены на экспозиции в рамах извлечены из книг или это отдельное произведение?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Они не извлечены из книг, а взяты с несшитого экземпляра. В нашей выставке замечательно именно то, что книгу очень трудно экспонировать. Она сложный предмет для выставок, потому что мы можем показать либо переплёт, либо какой-то разворот. В витринах есть прекрасная возможность увидеть и переплёт, и отдельные страницы с иллюстрациями, с текстом.
Людмила Ширяева, ведущая: В Эрмитаже иногда проходят выставки, посвященные книгам, и они совершенно разные. Чем отличается эта выставка и в чём её уникальность?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: В Эрмитаже нередки книжные выставки и книги предстают в качестве экспонатов не только на таких полномасштабных книжных выставках, но и отдельными экспонатами на сборных, на больших выставках. Здесь же мы можем видеть современную редкую книгу. Обычно Эрмитаж ассоциируется со старинными изданиями, фолиантами, но эти книги ещё не приобрели свою историю. Они только начинают её. Можно сказать, что с этой выставки начинается их жизнь. Ведь на выставке «Сотворение книги. Редкая книга из Санкт-Петербурга» все издания представлены впервые.
Людмила Ширяева, ведущая: На экране книга с головой быка. Что это за книга, и какое отношение к содержимому имеет бык?
Ирина Гогулина, заведующая сектором фондов Научной библиотеки Государственного Эрмитажа: Безусловно, потому как это современная поэма мистерия «Лабиринт Минотавра».