В гостях у программы «Утро в Петербурге» Диана Кабардокова, юрист.
Людмила Ширяева, ведущая: В Петербурге и Ленинградской области стартовала летняя оздоровительная кампания. В Северной столице в этом сезоне будут работать больше 200 лагерей школьных и загородных, но петербуржцев готовы принять и в других регионах всего по стране откроют свои двери более 39 000 учреждений. Готовясь к теме, я поняла, что родителю недостаточно увидеть рекламу понравившегося какого-то учреждения, чтобы туда отправить ребенка. Важно, чтобы это заведение получило санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с его требованиями. Обязательное ли это условие, чтобы лагерь был действительно лагерем?
Диана Кабардокова, юрист: Все правильно, это обязательное условие, так как нормы СанПиН регулируют все аспекты работы детского оздоровительного лагеря. Нормы очень важны и включают в себя высокие стандарты качества для всех аспектов, связанных с детьми. Законодательство устанавливает требования от температуры воздуха в помещениях до организации питания, досуга и других аспектов. Соблюдение норм СанПиН обязательно для получения положительного заключения.
Михаил Спичка, ведущий: Понятно, что часто родители верят рекомендациям и отзывам других родителей о лагерях. Но каким образом сами родители могут проверить качество этого лагеря?
Диана Кабардокова, юрист: Отзывы, конечно, полезны, но необходимо помнить, что они субъективны. Важно, чтобы родители проверяли репутацию лагеря, в который собираются отправить своего ребенка. Существует реестр детских лагерей, в котором указаны подробности о каждом из них. Родители могут проверить, входит ли выбранный лагерь в этот реестр в своем регионе, прежде чем принять окончательное решение.
Михаил Спичка, ведущий: Если этот лагерь не входит в реестр, получается, что это своего рода гостиница? Есть ли у них какая-то ответственность?
Диана Кабардокова, юрист: В данной ситуации возникает интересный момент. Индивидуальные предприниматели часто могут действовать как организаторы детских лагерей, при условии соблюдения требований по организации досуга для детей или оздоровления и лечения. Важно понимать, что если такая организация или ИП соответствует данным требованиям, то она включается в реестр. В противном случае, как вы отметили, это можно рассматривать как гостиницу, и она подпадает под законодательство об организации туризма, а не организации детского отдыха.
Людмила Ширяева, ведущая: Очень часто такие ИП привлекательны, потому что они не очень многолюдные, недалеко от города, и вроде как хорошие условия проживания. То есть если такой лагерь под эгидой ИП имеет необходимые разрешения, сертификаты и так далее, то в принципе туда можно спокойно отправить ребенка. В таком случае что еще может насторожить родителя?
Диана Кабардокова, юрист: Я бы рекомендовала, конечно, родителю почитать информацию. Во-первых, посмотреть сайт, чтобы были фотографии действительно лагеря, действующие отчеты с прошлого года, например. Также поискать информацию о том, привлекался ли этот лагерь к ответственности. Например, были ли предписания со стороны Роспотребнадзора, это все можно найти в открытых источниках и, соответственно, уже принимать решения.
Людмила Ширяева, ведущая: Может ли лагерь скрыть эту информацию?
Диана Кабардокова, юрист: СМИ регулярно распространяют сообщения о провале проверки того или иного лагеря в данном районе, его закрытии и других подобных событиях. Такая информация представлена в публичных источниках и может быть использована в дополнение к отзывам и маркетинговым материалам. Она имеет большое значение.
Михаил Спичка, ведущий: Какие пункты договора должны присутствовать в нем обязательно и при их отсутствии его не стоит заключать?
Диана Кабардокова, юрист: Важно понимать, что законный представитель, родитель и сам ребенок, являются потребителями. Согласно Закону «О защите прав потребителей», мы имеем право получить полную информацию о любой услуге, включая питание, безопасность, организация досуга, даже трансфер, время посещения родителями, конечно, это все должно быть указано и прописано. Кроме того, если лагерь предоставляет лечебно-оздоровительные услуги, необходимо иметь лицензию на медицинские процедуры или заключить договор с лицензированной медицинской организацией.
Людмила Ширяева, ведущая: Если отдых в процессе, и ребенок начинает на что-то жаловаться, куда обращаться, что делать в таком случае?
Диана Кабардокова, юрист: Здесь, конечно, в первую очередь нужно попытаться решить вопрос с администрацией этого лагеря. Возможно, будут привлекаться конкретные персональные лица, может быть дисциплинарная ответственность. Если мы понимаем, что в рамках этого лагеря мы не можем никак прийти к какому-то консенсусу, то тогда уже обращаться в надзорные органы, в тот же Роспотребнадзор, в зависимости от конфликтной ситуации, либо в Прокуратуру. Но я, конечно, рекомендую родителям однозначно тщательно выбирать детский лагерь, изучать договор заранее, может даже зайти на сайт, почитать. Часто есть публичная оферта для того, чтобы все-таки они были в полной уверенности, что их детки в надежных руках. Все-таки папа и мама несут ответственность за своих прекрасных чад.