Что это такое? Из какой эпохи к нам пришли? И почему многие объекты выглядят, как НЛО? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И ещё из городской хроники. Эту новость уже заметили и почувствовали на себе многие. Начали ремонтировать Дворцовую набережную от Прачечного моста до Эрмитажного. На время работ вводятся временные ограничения в виде сужения полос для движения. На этом участке набережной, который сейчас реставрируют, находятся шесть спусков к Неве. В первую очередь выполняются работы с воды. Затем ремонт продолжится на остальных элементах. Последний раз Эрмитажный мост был реконструирован в 1934 году с полной заменой пролетного строения и опор. В 2013 году производилась замена асфальтобетонного покрытия. Текущий контракт на ремонт заключён до января 2025 года. Так что, автомобилисты, готовимся продумывать объездные пути. До ближайшей зимы так точно.

Также продолжается ремонт набережной реки Фонтанки около Аничкова моста. Длина этого участка — 53 метра. Работы, которые начались весной 2023 года, выполнены лишь на 60%. Здесь также cужена проезжая часть до 6-ти метров. Почему такие медленные темпы ремонта? Дело в том, что в ходе работ появилась одна проблема: когда специалисты откачали воду, то обнаружили в этом месте деревянные сваи 1936 года. А это считается историческим артефактом. В настоящее время решается вопрос, что с ними делать. КГИОП должен дать ответ. Работы приостановлены, но будут продолжены и, предположительно, закончены осенью этого года.

И вот это очень петербургская история, когда стали что-то ремонтировать и обнаружили  уникальные исторические объекты. Буквальное воплощение известного тезиса о том, что весь наш Петербург — это музей под открытым небом. А ещё, бывает, идёшь так по городу и видишь какое-то сооружение, какую-то конструкцию, объект и думаешь — а что это такое? Давайте мы вам это и объясним. Итак. Малые формы архитектуры промышленного Петербурга. Из какой эпохи они к нам пришли? И почему многие из этих объектов выглядят, как НЛО? Антон Цуман продолжит тему».

Круглый павильон с окнами почти у самой крыши — такие часто можно встретить и на аллеях вдоль проспекта, как, например, на Васильевском острове. Или в тихом сквере Петроградской стороны. А появились они в 50-х годах 20 века, когда Ленинград переходил на новый вид топлива — природный газ. А ещё одним символом этого процесса стали факелы ростральных колонн, которые именно в те годы.

Центральный архив научно-технической документации. Чертежи узлов газораспределительной станции газопровода Грязовец — Ленинград. Подобное оборудование, только в меньших масштабах, размещалось в тех самых круглых павильонах, правильное название которых — газораспределительные пункты. И сегодня они остаются частью инфраструктуры газоснабжения города, напоминая о том, насколько трудоёмким было это строительство в середине прошлого века.

Да, если о назначении функциональных и утилитарных конструкций чаще всего можно просто догадаться, то есть и настоящие объекты-загадки. Одна из таких загадок имеет свой адрес — набережная Большой Невки, 14. Объект, который сейчас скрыт защитной конструкцией, напоминает бетонную автобусную остановку в стиле советский модернизм. Вот только советский ли?

Краевед Милана Ковалькова поясняет — в 1908 году это была своего рода ярмарка тщеславия строительных фирм начала 20 века. Назначение навеса было прорекламировать возможности прогрессивного материала — железобетона. Через полвека похожие конструкции стали появляться на платформах железных дорог по всей стране.

Объект, который изначально задумывался как временный, простоял больше века, даже перевыполнив свою рекламную функцию. И сегодня он напоминает о той строительной выставке, как и этот небольшой павильон рядом. Который хоть и построен в стиле петровской эпохи, на самом деле к ней не относится.

А вот ещё один загадочный объект Каменного острова, который совсем не тот, каким кажется. Часовня при храме Иоанна предтечи. В неоготическом стиле, как и сам храм постройки 18 века. Но на самом деле оно гораздо моложе.

Инженер-гидротехник, профессор Сергей Павлов рассказывает: из этого павильона изначально шёл сигнал разводки Ушаковского моста. Разместить пульт управления в опорах не было технической возможности. Вот архитекторы и придумали изящный выход из положения.

Мост за всю историю разводился редко, к концу 80-х пульт управления разводным пролётом убрали. И теперь об этой истории уже ничто не напоминает.

А вот объекты более скромные, не менее важные. Найти их можно во многих дворах. Башни, скалы, будки, грибки — лишь часть их повседневных названий. Но что они означают?

Функция этого оголовка — защитная. Защитить целостность и неприкосновенность шахты. И надёжных механизмов вентиляционных систем.

А вот объект с той же функцией, но гораздо крупнее — вентиляционные киоски метрополитена. Но это не просто инженерный объект, а исторические отправные точки. При строительстве метро именно с этих точек начиналась проходка горизонтальных тоннелей. После окончания проходки строительная шахта становилась вентиляционной, а вместо подъёмных механизмов размещались венткиоски. И если в 50-х годах они являли собой образец архитектурного искусства, уже с 60-х такого внимания им больше не уделяли.

Но есть и объекты, которые хоть и похожи на объекты метрополитена, ими не являются. Пример — эта круглая башенка на углу улицы Репина и большого проспекта.

Заведующая библиотекой имени Льва Толстого и житель Васильевского острова Виктория Козловская рассказывает — это здание служило насосной станцией первой в городе канализацией, где разделялись ливневые и бытовые стоки.

На этих фотографиях запечатлён процесс восстановления городских коммуникаций после наводнения 1924 года. Такой же процесс шёл и на Васильевском острове, где через 10 лет появилась та самая башенка в стиле конструктивизм. Когда в 60-х канализацию переложили, здание приспособили под новые нужды. Здесь в разные годы были и парикмахерская, и видеосалон, и кафе. Теперь — частная сауна. Но вне зависимости от того, что там располагается, — это уже памятник хозяйственной жизни Ленинграда.

Такие они — малые формы индустриальной архитектуры Петербурга. Разных лет и даже веков. Но все объединяет одно — каждый построен для определённой цели. Транспортной, энергетической или сферы гражданской обороны. Которые раскрываются с новой стороны. Стоит лишь задать вопрос — что это такое.