45 лет назад Элтон Джон посетил с гастролями Ленинград и Москву. Детали исторического события — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте продолжим наше погружение в историю рок-музыки эпохи Ленинграда, тем более повод есть очень актуальный. Ровно 45 лет назад, 21-го мая 1979 года, в Ленинграде выступил тогда ещё не сэр, а просто мистер Элтон Джон. Он стал первой звездой западной рок-музыки, которой дали возможность выступить с концертом в СССР. Помимо Дина Рида, который выступал со своей ярой и яркой антиамериканской позицией. Ну, тогда Дин Рид был понятен. А так, чтобы исполнитель, который не поёт политические песни, да ещё и имеет определённую степень эпатажности в своих выступлениях, — это была сенсация».

К нам на гастроли приехал сам Элтон Джон! Даже прилёт инопланетянина вызвал бы меньше удивления. Музыкант приехал в Россию с мамой, привез с собой рекордные для советских организаторов 11 тонн оборудования и дал несколько концертов. Одна из причин того, что выступления Элтона Джона все-таки состоялись, — это Олимпиада-80, к которой активно готовились в Москве. Тогда власти СССР посчитали, что гастроли западной звезды смогут продемонстрировать открытость и прогрессивность нашей страны. За билет в БКЗ «Октябрьский» предлагали всё: деньги, соизмеримые с годовым заработком инженера, дублёнки, чешские стенки, дефицитные машины и даже зарезервированные места на кладбище, которые, как известно, в то время тоже являлись большим дефицитом.

Как это было? И почему это стало возможным? Об этом наш репортаж «Сэр в СССР». Иван Уваров расскажет подробнее».

Теплый майский вечер 1979-го. В БКЗ уже закончился последний — четвертый концерт Элтона Джона в Ленинграде. Сэр приезжает в ресторан. Его сопровождает съемочная группа английских телевизионщиков. Нужно снять последний эпизод для документального фильма. Мировая звезда поет в советском ресторане. Посмотрите на эти лица и эмоции. Что-то невероятное! Элтон Джон в Ленинграде! Так заканчивался его первый гастрольный тур в наш город. А вот как все начиналось.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Московский вокзал. К 4-й платформе прибывает «Красная стрела». Элтона Джона встречают с букетом дефицитных по тем временам красных гвоздик».

С букетом гвоздик Элтона встречает Эмма Лавринович. Тогда — главный администратор БКЗ. По левую руку от Эммы Васильевны стоит замдиректора Госконцерта.

3 рубля в 70-е — максимальная цена за билет на концерт советского артиста. 3,50 — цена в партер на зарубежного исполнителя. Билеты на Элтона в кассах БКЗ продавали за 3,50. С рук — от 35-ти рублей. Эмма Васильевна по тем временам — властелин. Ведь в ее руках были все билеты. Поступали самые неожиданные предложения.

Взрыв, прорыв, публика кричала, рыдала от восторга. Железный занавес еще не пал. А в СССР, в Ленинграде, впервые Элтон Джон. Это можно было сравнить с приземлением инопланетян на Землю. Не иначе.

Хранилище историко-политических документов. В СССР это был партийный архив. Здесь среди миллионов документов есть всего лишь один, который свидетельствует о концерте Элтона Джона в нашем городе. Доклад первому секретарю обкома Романову, который, изучив бумагу, ставит резолюцию: кто разрешил концерт, почему не доложили, почему не обеспечили нормальную работу?

Потом выяснится, что сэр приехал в СССР по личному приглашению Косыгина, племянник которого был поклонником Элтона Джона. Поэтому в архиве нет никаких документов с ответами на вопросы Романова.

После четырех триумфальных концертов Элтон Джон уедет в Москву. И там на Центральном телевидении он будет говорить только про Ленинград.

Прошло 45 лет. А мы до сих пор вспоминаем это событие. И пытаемся разобраться, почему сегодня мы называем его историческим и какой след оно оставило в нас? Эти вопросы я решил задать самому Элтону Джону. Написал ему письмо на электронную почту. Но ответа за неделю я так и не получил.

45 лет назад. В условиях железного занавеса. Были возможны такие вспышки. И, наверное, сегодня, глядя из 21 века на этот приезд Элтона Джона, мы не смотря ни на что понимаем — мы все равно рядом. Даже намного ближе, чем порой нам это кажется.