Петербург как экосистема. Насколько она комфортна для жизни человека с точки зрения экологии? Наталья Медведева проверила воду и воздух мегаполиса.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о погоде. Санкт-Петербург обновил максимум этого года. К 15 часам 24 мая воздух, по данным городской метеостанции, прогрелся до +27 градусов. А кто-то ещё говорил, что май у нас холодный. Май у нас холодный был неделю назад, а сейчас очень даже майский май. Правда, на выходных опять похолодает. Но это уже детали, которые не надо замечать. Самое главное — лето от нас уже никуда не уйдёт. И чем теплее становится, тем более злободневным становится вопрос, а чем мы дышим? Какую воду мы пьём? Петербург как экосистема. Давайте изучим этот вопрос. На почти молекулярном уровне. Наш город как среда обитания. А в чём особенности этой среды? И насколько она комфортна для жизни человека с точки зрения экологии? Проверим воздух, землю и воду. Об этом — в репортаже Натальи Медведевой».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Если Петербург — это экосистема, то петербуржцы — важнейший её вид. Мы формируем городскую среду. А значит, отвечаем за то, что происходит на земле, следим за состоянием воздуха и воды. В любом крупном мегаполисе, где работают предприятия, ездят машины, строятся здания, важно понимать: чем мы дышим, что пьем, как заботимся об окружающей среде».
Протяженность рек и каналов Петербурга — почти 300 километров. На каждом свой, уникальный химический состав. Мы решили его узнать. Сделали пробоотборник из обычной бутылки. Набрали воду из трех рек: Невы, Большой Невки и Карповки.
Если Нева, по оценкам экологов, самая чистая река, то Карповка долгое время считалась загрязненой. Из-за сточных вод. Их перенаправили на очистные сооружения. Проблема ушла. Карповка стала чище. Проверим, как по течению меняется качество петербургской воды.
Научный центр ГИПХ, лаборатория. Здесь, в основном, разрабатывают химические технологии для промышленности. А еще проверяют экологические образцы. Наши пробы воды записывают. Аккуратно, пипеткой (чтобы не занести грязь с горлышка) развивают по капсулам. И погружают в прибор.
Чтобы узнать, какие вещества, сколько их содержится в воде, потребуется около недели. Оставляем образцы в лаборатории. Сюда мы ещё вернёмся.
Нева. Быстрая и полноводная. В основном её загрязняют притоки. Тосна, Ижора, Славянка, Охта.
ЛЮБОВЬ ФОМИНА, заместитель начальника Центра мониторинга окружающей среды ФГБУ «Северо-Западное УГМС»:
«Если заострить внимание на реке Охта, она из наиболее изученных в плане гидрохимическом и гидрологическом, данный водный объект принимает очень много сточных вод от предприятий, жилых массивов».
Долгое время Охта считалась самой грязной рекой Петербурга. На ситуацию повлиял Охтинский коллектор. Его запустили три года назад. Таким образом, сточные воды перенаправили на Северную станцию аэрации. А это почти 4,5 миллионов кубометров нечистот в год. Состояние Охты улучшилось. Но предприятия никуда не делись. В любом большом городе экология вынуждена сотрудничать с промышленностью.
ЛЮБОВЬ ФОМИНА, заместитель начальника Центра мониторинга окружающей среды ФГБУ «Северо-Западное УГМС»:
«Задача промышленности — сделать так, чтобы не стало хуже состояние. И здесь много служб, ведомств работают в кооперации. И пытаются улучшить состояние, устанавливая очистные системы, организовывая свои собственные лаборатории, где есть свои химики, которые следят за качеством воздуха и воды. Мы движемся в правильном направлении и через какое-то время сможем хвастаться качеством окружающей среды в Петербурге».
Возвращаемся в лабораторию. Если разложить воду на составляющие, то в ней можно обнаружить: сульфаты, хлориды, калий, кальций, азотистые и фосфорные соединения, тяжелые металлы. На них остановимся подробнее.
В наших пробах воды 28 металлов. Все результаты полностью соответствуют требованиям СанПиНа. Ближе всего к норме — алюминий и железо. И то их концентрация в полтора раза меньше допустимой границы. Всех остальных металлов значительно меньше. Что важно — показатели в Неве (как самой чистой) и Карповки — почти не отличаются.
Прежде чем попасть к нам в квартиры, невская вода тщательно очищается. И вот ответ на вопрос «что мы пьем» — воду, которая соответствует нормам СанПиНа. А вот чем мы дышим?
С помощью этого прибора специалисты берут пробы воздуха. Для начала надо выбрать удачное место. Рядом с жилым домом, по направлению ветра, чтобы поймать максимальную концентрацию воздуха.
ОЛЬГА МОСЯКОВА, инженер санитарно-гигиенической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
«Мы включаем наш прибор. Здесь воздух с помощью аспиратора забирается внутрь. Через входное отверстие. Происходит «пробулькивание» воздуха через раствор. Идёт химическая реакция. Задерживается компонент, который мы анализируем. Есть раствор твёрдый. Это стеклянная крошка. Она пропитана химическим раствором. Точно также происходит прокачивание воздуха через эту среду».
Такие замеры позволяют определить степень загрязнения воздуха. Концентрацию взвешенных веществ, аммиака, формальдегида, оксида углерода, бензола, фенола.
Главные источники вредных веществ — промышленные предприятия и транспорт. Последние два года анализы воздуха незначительно превышают норму.
ОЛЕГ МАРЦЫНКОВСКИЙ, генеральный директор АО «НИИ Атмосфера»:
«Состояние в 2013 и 2014 году не очень нас радовало. После ряда мер индекс загрязнения снижался. Что говорило об улучшении качества воздуха в Петербурге. До 2020 года. 2021 – 2022 год — ситуация стала напряженнее. Я хотел бы успокоить наших граждан. Этот индекс поднялся, потому что был принят новый СНиП, который ужесточил требования по ряду загрязняющих веществ».
За состоянием воздуха круглосуточно следят 25 станций, автоматически проверяют состояние воздуха. Во всех районах города. Единственное, что они не могут отследить, это запах. Измерить его силу, то есть количество, могут в институте охраны атмосферного воздуха.
В лаборатории пробу подключают к прибору — ольфактометру. Четыре эксперта с одинаковой чувствительностью к запаху приступают к анализу. Сначала подается чистый воздух. И постепенно добавляется запах из пробы. Как только эксперты почувствуют запах, они нажимают на кнопку. Если нажали все, прибор останавливается. Компьютер определяет концентрацию запаха.
Этот прибор помогает определить точную концентрацию запаха. А этот мобильный ольфактометр — найти его источник.
РОМАН НАЗАРОВ, начальник аналитической лаборатории АО «НИИ Атмосфера»:
«Вы сначала начинаете дышать чистым воздухом. А потом, вращая диск, обеспечиваете примесь запаха из окружающей среды. Например, есть жалоба, нам нужно найти источник. Мы можем в полевых условиях проводить исследования. Мы сделаем карту, на которой будет видно градиент распространения запаха с учетом его интенсивности. Мы будем видеть, где максимальная концентрация запаха, и как она постепенно убавлялась».
Например, жители жалуются на неприятный запах. Недалеко от домов промышленная территория. И там несколько предприятий. Это прибор поможет определить, где находится источник запаха, с какого производства.
Специалисты не делят запах на плохой и хороший. Он или есть, или его нет. Даже аромат свежей булочки или дорогих духов у кого-то может вызвать раздражение или аллергию.
МИХАИЛ СТРАХОВ, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:
«Петербург удачно расположен. Город продувается ветрами. Город расположен на Финском заливе. Это помогает рассеиванию загрязнений, которые могут быть. Тем не менее, система мониторинга работает. Остается проблема запахов. Зачастую бывают ситуации. Поступают жалобы на запахи. Выезжают мобильные станции. Сделали замеры и увидели, что превышения нет. А запах присутствует. В России запах не нормируется».
В Петербурге методику анализа запахов собираются ввести официально. На законодательном уровне. Наш город не следует экологическим трендам. Он их задает.
«Чистые игры». Не просто субботник — экологический квест. Нашел что-то необычное — получи балл. Сортируешь мусор по пакетам — еще один. «Чистые игры» проводят несколько раз в сезон. За одно лето вывозят тысячи пакетов. Это несколько тонн мусора. Как мотивировать людей заботиться об экологии? На своем примере, уверена Алена, организатор чистых игр. Один раз поучаствуешь в таких играх — и фантик не захочешь выкинуть. Вот оно — экологическое просвещение.
АЛЕНА КОМАРОВА, организатор «Чистых игр»:
«На чистых играх у нас нет стаканчиков бумажных для кофе, потому что они сложно перерабатываемый мусор. Там внутри находится пластик. Это не просто бумажный стаканчик. Об этом игроки узнают из наших викторин».
Все связано со всем. Это главный постулат экологии. В Петербурге, как и любом крупном мегаполисе, природа и человек вынуждены сотрудничать. Наш город — не только культурный и промышленный. Еще и экологичный.