В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: В 1874 году в центре Парижа была открыта выставка, которая с треском провалилась. Суммы от проданных билетов и картин едва хватило, чтобы окупить расходы, а критик Луи Леруа опубликовал разгромную статью и в ней несколько раз упомянул название одной из картин — «Впечатление. Восходящее солнце».
Людмила Ширяева, ведущая: Впечатление по-французски — impression, а среди художников, представленных на экспозиции, были Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро. Мастера, которые дали старт новому витку в истории мировой живописи — импрессионизму и прославились на весь мир.
Тимофей Зудин, ведущий: К 150-летию первой выставки импрессионистов в Эрмитаже выставлены картины, которые принимали в ней участие. Можно ли открытие той выставки считать своеобразной презентацией импрессионизма и насколько она тогда была важна?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Когда художники открывали свою выставку, они не думали, что делают такое большое дело и что эта выставка впишет свое название в историю всего мирового искусства, всей мировой живописи. Они хотели признания, успеха, выхода к новым покупателям. Именно для этого они и устроили вот это анонимное общество художников, живописцев, граверов, скульпторов.
Тимофей Зудин, ведущий: Многие участники на тот момент уже были достаточно известны, работы их продавались. Какие картины они представили на этой выставке, в своем или в другом жанре, нехарактерном для них?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Действительно, они показывали уже свои картины и были известны. Размещая картины на этой выставке, они хотели славы и признания, к которым стремились разными путями. На этой выставке впервые произошла презентация их искусства как группы. Они хотели это избежать, хотели, чтобы о них говорили как о коммерческом объединении художников. Тем не менее критики очень быстро поняли, что это что-то новое, революционное, непонятное и в этом нужно разобраться.
Людмила Ширяева, ведущая: Многие считают всех художников той поры импрессионистами. В чем всё-таки их характерные черты?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Часто люди говорят о всех этих художниках как об импрессионистах, что неверно. Потому что экспрессионизм — это короткое явление, это художники, которых небольшая группа, что объединились и сделали выставку. Выставки они делали на протяжении 12 лет, а потом каждый пошел своей дорогой, своим путем и дальше уже развивал свой стиль. Чистый импрессионизм — это манера, мелкие мазки, ощущение незаконченности картины, этюдность, странная композиция.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие цвета присущи импрессионизму?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Яркость красок начинается с импрессионистов. Они вдыхают жизнь в саму живопись.
Тимофей Зудин, ведущий: Как публика встретила первую выставку 150 лет назад?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Миф гласит, что их только ругали. На самом деле мнения расходились даже у критиков. Многие поняли, что это что-то новое, что-то свежее. Даже те, кто был настроен консервативно, говорили: «Если эти молодые художники избавят нас от пресности и скучности господина Вильяма Бугро, то мы приветствуем их инициативу».
Тимофей Зудин, ведущий: Была ли их выставка альтернативой художественным салонам того времени?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, они показали другой путь, когда художники объединяются для достижения целей.
Тимофей Зудин, ведущий: Насколько хорошо сохранились картины за эти 150 лет? Проходили ли они реставрацию?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Любое искусство нуждается в реставрации.
Тимофей Зудин, ведущий: Те ли цвета мы видим сегодня, которыми писались эти картины?
Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Зачастую картины покрыты лаками, и лак со временем желтеет. В Эрмитаже начинается большой проект, связанный с реставрацией более современной живописи — живописи импрессионистов, постимпрессионистов, Матисса, Пикассо. В центре нашего внимания картины импрессионистов, которые зачастую искажены желтыми лаками. Несколько картин уже прошли реставрацию и их можно видеть в Главном штабе.