В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алина Ращупкина, старший преподаватель кафедры информатики Факультета информатики и прикладной математики СПбГЭУ.
Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня затронем невероятно актуальную тему — это взаимодействие человека и искусственного интеллекта. Пока кто-то боится, что нейросети захватят мир, другие активно их используют.
Людмила Ширяева, ведущая: Школьники и студенты нередко пишут работы при помощи нейросетей. Возможно, что очень скоро мы уже и не сможем представить процесс получения высшего образования без искусственного интеллекта. Вред или польза от нейросетей в образовании?
Алина Ращупкина, старший преподаватель кафедры информатики Факультета информатики и прикладной математики СПбГЭУ: Сейчас это, наверное, один из сложнейших вопросов, потому как еще не договорилось между собой все научное сообщество по этому поводу. В любом случае есть и польза, и вред. Польза — это то, что мы справляемся с огромным количеством текстов, которые используем в образовательных процессах. Мы можем персонализировать образование для тех, кому это нужно. Автоматизировать многие вещи. Присутствует конечно и вред — это этическая сторона, и вопрос о том, останется ли самостоятельность у студентов.
Тимофей Зудин, ведущий: Многие студенты курсовые и контрольные пишут при помощи нейросетей. Однако любой текст можно проверить, не является ли он сгенерированным. В некоторых ВУЗах даже разрешают пользоваться нейросетями. Почему, как вы считаете, и насколько это хорошо для студентов?
Алина Ращупкина, старший преподаватель кафедры информатики Факультета информатики и прикладной математики СПбГЭУ: Все специальности разные. Есть такие, которые разрабатывают нейросети и обучают их, поэтому студенты работают с нейросетями с самого начала. Для студентов гуманитарных наук нейросети работают как система поиска, обработки информации и являются еще одним инструментом, которым они могут воспользоваться. Мы, в свою очередь, проверяем, насколько умело они используют нейросети.
Людмила Ширяева, ведущая: Преподаватели тоже активно пользуются нейросетями. В мае проходила конференция «Архитектура университетского образования» и вы прошли семичасовой мастер-класс по использованию искусственного интеллекта. Зачем это преподавателям, и как вы используете нейросети?
Алина Ращупкина, старший преподаватель кафедры информатики Факультета информатики и прикладной математики СПбГЭУ: Преподаватели тоже профессионалы, поэтому нам тоже нужны новые инструменты. Мы с ними работаем, и я пользуюсь нейросетями для разработки контента для наших учебных курсов. Ведь работа преподавателя — это не только прийти и прочитать лекцию, провести занятия, но ещё и разработать это все, придумать. Для того, чтобы быть со студентами на одной волне, чтобы быть Uptodate, мне необходимо использовать современную информацию, и я использую нейросети. В них можно разрабатывать презентации, потому как не все преподаватели могут быть дизайнерами, а подача материала очень важна. Плюсом еще работа с типовыми текстами, так как у нас много различных учебных программ, которые мы делаем.
Тимофей Зудин, ведущий: Мешает ли искусственный интеллект при написании важных работ?
Алина Ращупкина, старший преподаватель кафедры информатики Факультета информатики и прикладной математики СПбГЭУ: Данный вопрос сложный, и на него мы будем долго искать ответ. Все будет зависеть от того, что мы берем из этой нейросети в плане генерации контента или текста. Списывать студенты умели всегда и тут вопрос в том, хорошо он это делает или нет. Потому как очень большая ответственность перед преподавателем, чтобы он понял путь студента, как он пришел к своим выводам в работе.