Новая примета весны: не успел сойти снег, как повсюду появились яркие разноцветные арендные самокаты. А что этот вид транспорта означает для нашего города: будущее или проблемы? Как заставить самокатчиков соблюдать правила? И возможно ли вписать этот вид транспорта в городскую инфраструктуру? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь ещё об одной теме, активность обсуждения которой растёт с каждым днём по мере приближения лета. Это электросамокаты. Недавно пришла информация из Мариинского дворца, где находится петербургский парламент, о том, что готовятся законодательные инициативы, которые должны в корне изменить ситуацию на этом рынке малых мобильных средств передвижения.
Это важно. Потому что проблема электросамокатов касается не только тех, кто ездит на них. Но и тех, кто ходит по тротуарам. И мы находимся либо по ту, либо по другую сторону этой проблемы. Поэтому она касается всех нас. И это не только вопрос комфорта и безопасности городской среды. Это вопросы бизнеса. И большого бизнеса.
Для справки. Рынок кикшеринга составляет 50 млрд рублей в году. 50 млрд рублей. А куда идут эти деньги? Кто является бенефициаром этой коммерческой деятельности. Очень важный вопрос. Не отвергая необходимость электросамокатов в большом городе, но и не соглашаясь со многим, что сейчас происходит на этом рынке, мы и подготовили наш репортаж.
Итак. Электросамокаты в Петербурге. Быть или не быть? Добро или зло? И если добро, то для кого? И если зло, то почему? Антон Цуман продолжит тему».
Когда в 2019 году Петербург познакомился с понятием «кикшеринг», то есть сервисы аренды электросамокатов, их было всего тысяча. В этом сезоне будет 46 тысяч. Примерно по одному на каждые 40 метров Петербургских улиц. Вот так самокаты постепенно захватывают город. Что уже разделило жителей на два непримиримых лагеря.
Этим маршрутом через Яхтенный мост председатель общественного движения Константин Мазеин ездит часто. По его словам, намного чаще пользуется кикшерингом, чтобы доехать от метро до дома. Именно поэтому электросамокаты часто называют транспортом последней мили. И наличие такого транспорта для Константина и его единомышленников, безусловно, благо.
А вот другая точка зрения, центр Петербурга. Житель Центрального района Андрей Бойцев, по его словам, уже устал от того, что по тротуарам из-за припаркованных как попало средств передвижения не пройти и не протиснуться. Дошло даже до того, что Андрей вместе с инициативными жителями района уже готовят документы с целью официально провести первый с 1991 года общегородской референдум. И если прошедший референдум превратил Ленинград в Санкт-Петербург, то этот призван превратить его из второго по количеству электросамокатов города России в город без электросамокатов вовсе.
Чтобы убедиться, каково электросамокату в центре Петербурга, выберем типичную улицу в историческом центре — набережную Мойки. И попробуем проехать. По всем правилам.
О том, что эта тема действительно серьёзная, говорит и статистика дорожно-транспортных происшествий. За весь прошлый год было зафиксировано 436 ДТП с участием СИМ — то есть средств индивидуальной мобильности, куда входят и электросамокаты. Три из них со смертельным исходом.
Вот кадры, которые наглядно показывают, насколько опасным может быть этот вид транспорта. Не только для того, кто на нём ездит, но и для того, кто просто передвигается рядом. Вот кадры двухлетней давности, когда лихач на электросамокате врезался в прохожего на Невском проспекте.
После этого случая движение самокатов на самом оживлённом проспекте города было запрещено. От электросамокатов освободили Дворцовую и Адмиралтейскую набережную. Но даже специальные дорожные знаки самокатчиков не останавливают. Правила дорожного движения запрещают пересекать пешеходные переходы «верхом», но и это зачастую игнорируется.
Ещё один пример. Езда вдвоём, а то и втроём на одном самокате. Что чётко запрещается правилами ПДД. Но эту молодую маму с двумя детьми это не останавливает. Мол, удобство и экономия. А у самоката появляется лишний центр тяжести, что может послужить причиной потери управления и, как следствие, ДТП. Поэтому в Петербурге один из крупных сервисов кикшеринга уже приступил к тестированию предотвращающей это системы.
Более того, с 2021 года между крупнейшими сервисами и городом действует соглашение. С правилами и зонами, где не нельзя ездить и оставлять самокаты. Но там есть и пункт, который не предусматривает никакой юридической ответственности сторон в случае нарушения этого соглашения. Так что всё регулирование этой сферы держится в буквальном смысле на честном слове и совести.
Заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков поясняет: несмотря на этот пункт, серьёзных нарушений соглашения не фиксировалось. А сам город с этого года ужесточит свой контроль. С 1 мая те же инспекторы, которые следят за парковкой автомобилей, будут фиксировать и нарушения пользователей самокатов. Следующий этап — подключить к этой работе системы городского видеонаблюдения.
Другой вопрос — как регулировать эту сферу на законодательном уровне. Председатель комиссии по развитию транспортной инфраструктуры Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв поясняет — и федеральное, и региональное законодательства в ситуации массового засилья электросамокатов оказались в роли догоняющих.
По мнению депутата, необходимо дать право городам федерального значения, таким как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь устанавливать правила, скорости, запретные для самокатов зоны не на уровне ни к чему не обязывающих соглашений, а на уровне непосредственно городских законов. Единых для всех.
Да, складывается парадоксальная ситуация. Оборот этого бизнеса в Петербурге, по оценкам экспертов, приближается к 50 миллиардам рублей. Бизнес использует городское пространство для парковок, создаёт нагрузку улично-дорожную сеть, за услуги платят жители Санкт-Петербурга. А налоги с прибыли платятся по месту юридической прописки всех крупнейших сервисов кикшеринга. В бюджет города Москвы. По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Калугина, этот бизнес точно надо в Петербурге оставить. Но слегка перенаправить денежные потоки.
Средства как раз и можно будет направить на то, чтобы разграничить потоки автомобилей, пешеходов и электросамокатов. Да, историческая часть Петербурга застраивалась в эпоху, когда об этом транспорте даже и не думали. Но специалист по городскому планированию Алина Дмитриева уверяет — развести эти потоки реально.
Поэтому на вопрос — быть или не быть элетросамокатам в Петербурге, можно ответить так: он уже стал частью нашего города, которая обеспечивает свободу передвижения. Но чтобы эта свобода была во благо, а не во вред, она должна подчиняться правилам. Единым и непререкаемых для всех.