ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим нашу прогулку по Петербургу. И смотрим, что происходит в нём. И если поднимем голову, то увидим, что на многих храмах и соборах установлены специальные леса.
Идёт реставрация. Исаакиевский собор. Храм Спаса на крови. И отдельно надо отметить реставрацию, которая сейчас идёт в Спасо-Преображенском соборе. Она сейчас проводится под строгим контролем КГИОП. Реставраторы, что называется, шагу не сделают в ходе своей работы без согласования со специалистами из Комитета по охране памятников. И вот, давайте тоже пойдём и посмотрим, а что они там сейчас делают. Очень интересная и увлекательная тема.
Итак, купола храмов и соборов Петербурга — это то, без чего нельзя понять феномена нашего города. Ведь ещё со времён Высоцкого мы знаем о том, что купола в России кроют золотом, чтобы чаще господь замечал. Иван Уваров продолжит этот тезис».
Каждый день, ровно в полдень, они поднимаются сюда, под своды купола Спасо-Преображенского собора. На высоту ангела.
С парусов — так называют в архитектуре эти своды под куполом Храма — прямо нам в глаза смотрит Апостол Марк. Эту монументальную живопись буквально реанимирует Екатерина, художник-реставратор.
Укол, или по-научному, укрепление красочного слоя делается в то место, которое необходимо заполнить клеем. Проще говоря, приклеить красочный слой обратно к стене. Кропотливая, ювелирная работа, на уровне микрохирургии. Не иначе. Но так, и только так своды купола предстанут перед нами в первозданном виде.
Уровнем ниже, на лесах, работает Полина. Художник. С большой буквы. Она восполняет утраты авторского слоя. Эти белые пятна — и есть те самые утраты. Полина должна их убрать. То есть восполнить авторскую живопись.
Вот так купол Спасо-Преображенского по миллиметру обретает первозданный вид. Это важно. Потому что для Петербурга купол этого собора имеет особое, сакральное значение. Не только архитектурное или духовное. Но еще и литературное. На фоне этого купола любил фотографироваться Иосиф Бродский, который жил рядом. И мы буквально можем видеть, как на фоне этого купола взрослел великий поэт.
Эти золотые лучи — единственная видимая часть второго слоя купола Исаакиевского собора.
Купол Исаакиевского собора, по задумке Монферрана состоит из трех слоев, или уровней. Первый, нижний, или сферический, обшит досками, поверх которых роспись. Второй уровень — конический. Он, словно опора, держит на себе весь купол весом почти 2,5 тонны. А его сложное металлическое кружево — не что иное, как Эйфелева башня.
И, наконец, третий уровень. Параболическая сфера. Это то, что мы и привыкли называть куполом Исаакиевского собора. Или собора святого Павла в Лондоне. Им вдохновлялся Монферран.
Сейчас барабан купола готовят к масштабной реставрации. Уже установили леса. Но пока никаких работ за ними не ведется. Специалисты изучают чертежи, макеты. В том числе, и этот — купол в разрезе. Ведь, как мы помним, он хранит в себе много тайн.
Немецкий фугасный снаряд. Калибр 240 миллиметров. Пробивает центральный купол Спаса на Крови. Спустя 18 лет, в 1961-м году, во время реставрации фугас обнаружили верхолазы. На место вызвали лучшего ленинградского сапёра Виктора Демидова. Это были не просто реставрационные работы, а операция по извлечению снаряда из сердца собора, главного купола. Снаряд на лебедках спускали вниз, с высоты 81 метра. А теперь магия чисел: 1881 год — убийство Александра Второго. Высота центрального купола — официально 81 метр. Но это официально.
Когда в последний раз вы видели Спас без лесов? Такое ощущение, что купола здесь реставрируют постоянно. Вот и последние два года второй по величине купол вновь закрыт лесами, за которыми пока нет работ. Два года реставраторы согласовывают документацию, чтобы все прошло идеально, четко.
Это Константин. Художник. Петербургский художник. И Петербург точно не был бы Петербургом, если бы на Крюков канал не вышел на пленэр живописец. Все по законам жанра. В его работах главное место всегда занимают купола. Почему так?
25 августа 2006-го. Пожар уничтожил главный купол Измайловского. Огонь вспыхнул на лесах. Во время реставрации. Ущерб 160 миллионов рублей.
Реставрацию окончательно завершили только спустя 11 лет. В 2017 году. И сегодня благодаря труду реставраторов мы можем постоять под куполом, под сводами которого венчался Достоевский. А если поднять голову наверх, то окажешься в зимней сказке. Не иначе.
Купола — архитектурная, композиционная, духовная доминанта — как угодно. Но, пожалуй, для Петербурга — они не просто часть города. Они и есть Петербург. В котором отражаемся мы. Наши мысли, чувства и эмоции. А значит — наша жизнь.