ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, и во время снегопада очень забавно было наблюдать за катерами и судами, которые двигались по Неве. Такое ощущение, что они двигались не по главной реке Петербурга, а по Северному Морскому пути, где-то в районе Тикси или Мурманска.
А дело в том, что так совпало: в эти же дни официально началась навигация по рекам и каналам нашего города. Это и экскурсии, и поездки на речных трамвайчиках, и прогулки на катерах, и караваны судов, которые бегут по Волго-Балтийскому пути, и ночная разводка мостов. Это целая Вселенная, которая открывается на берегах Невы с началом навигации. То есть, если где-то навигация это определённый промежуток времени для проводки судов, то у нас — это целый мир. И Петербург на это время получает своё новое продолжение. Теперь уже не только на суше, но и на воде.
Итак, проплывая под мостами Петербурга. Навигация 2024. Репортаж Натальи Медведевой. Отдать швартовы и полный вперёд!»
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Прогулки по рекам и каналам. Да, даже в такую погоду в Петербурге стартовала навигация. И снег этому вообще не помеха».
Самые отважные пойдут на теплоходе с открытой палубой. Те, кто боятся замерзнуть, спрячутся от снега в салон. Петербург с воды достоин внимания в любую погоду. Для каждого пассажира найдётся свой капитан.
Чтобы рассказывать про капитана и его корабль, надо стать частью корабля. Свои владения показывает мне Владимир Викторович. В прошлом морской пограничник. 25 лет назад уволился в запас. Сразу понял — без воды не может. Устроился капитаном на гражданский теплоход
Наш рейс без пассажиров. Тестовый. Первый за сезон. Минус на термометре для старта навигации — это даже плюс. В середине апреля Нева еще не загружена водным транспортом. Для судов это все равно, что широкая пустая дорога для автомобилей. На таких прогулках капитан вспоминает, каково это — управлять теплоходом в Петербурге.
ВЛАДИМИР РЯБИНИН, капитан катамарана «Форт Кроншлот», капитан теплохода:
«Под мостом сейчас проходим. Если капитан опытный, особых сложностей нет. Надо любой мост — большой, маленький — проходить на максимальном внимании».
У каждого Петербургского моста своя, языком капитанов, габаритная высота — расстояние от воды до свода. Чем оно больше, тем проще пройти под пролетом. Но если верить капитанам, у мостов еще и свой характер.
Благовещенский — путешественник. Последний мост через Неву на пути к морю. Дворцовый — парадный, статный, один из главных символов Петербурга. Троицкий — труженик, самый подвижный из мостов, с большой транспортной нагрузкой. Автомобили, трамваи, пешеходы.
После полуночи прогулка по рекам и каналам — это совсем долгие зрелища и аттракционы. И для туристов, и для капитанов.
Середина апреля. Ночь. Разводные мосты. У штурвала Василий. Капитан с 7- летним стажем наизусть знает акваторию Невы и все ее правила. Прогулочные катера должны покинуть акваторию после разводки Троицкого моста. В 01:35. Обычно в это время по Неве уже идут торговые суда. Но не в этот раз. В начале сезона разводные мосты разводят для туристов. Но правила есть правила.
Середина апреля — это только начало сезона. В мае на воде будет аншлаг. Пробки из катеров и теплоходов. На воде всегда надо быть начеку. Это состояние точно описал Бродский: «На воде ты бдительней, чем на берегу, чувства в большей готовности. На воде нельзя забыться: ноги все время держат тебя и твой рассудок начеку, в равновесии, точно ты род компаса».
Писал Бродский, правда, про Венецию. Но эти сроки подходят и Петербургу. Не зря наш город называют «северная Венеция».
Но только в Петербурге осуществление судо-пропускного режима — по сути, простой логистический процесс — вызывает такой восторг. Даже если на воде -3 градуса. Чтобы увидеть всю эту красоту, туристы преодолевают путь в тысячи километров.
В начале навигации в акватории Невы только 10% кораблей от всего петербургского флота. В основном теплоходы. Яхты и катера пока только готовятся к сезону.
Ангар на юге Петербурга. Площадь тысяча квадратов. Здесь под тентами борт к борту зимуют катера. Немного тесно. Зато тепло. Зимой в ангаре +10 градусов.
Это Дмитрий. Капитан-механик. Только от него зависит, в каком состоянии и когда катер окажется на воде. С приходом весны пора браться за дело.
Подготовка к сезону занимает минимум месяц. Ремонт, замена масла, покраска, полировка. Затем несколько часов, чтобы доставить лодку от ангара к причалу. И всего пара минут, чтобы спустить на воду. Это всегда волнительно.
Светло-серое небо. И буквально — прогулка с ветерком. Тестовый рейс прошел успешно. Все показатели в норме. Вот так и начинается новый сезон одного петербургского катера.
Кто-то скажет — слишком рано. Еще холодно. Но море зовёт уже сейчас. И отказов не принимает.
Это Мария. Артист балета. Начинала карьеру в Москве. В Большом театре. А дальше, как часто бывает, приехала в Петербург, влюбилась в мосты, Неву. И осталась здесь навсегда. В рабочее время — хореограф. В свободное — капитан. Сегодня вместе с нами открывает свой второй навигационный сезон. Говорит, у балета и яхтинга много общего.
Мосты, вода, Нева сформировали образ Петербурга. Вместе с тем и каждого из нас. Только в нашем городе разводные мосты собирают такое же количество зрителей, сколько набережные южных Городов. Даже в дождь, мороз или сильный снегопад. Потому что в Петербурге на такие мелочи даже не обращают внимания.