ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Весну 1942 года в городе делали не ласточки, а трамваи. Так говорили жители Ленинграда, когда после четырёхмесячного перерыва блокадный трамвай снова начал работу.
Трамвайное движение возобновилось 15 апреля 42-го года. Были открыты пять маршрутов, по которым отправились триста вагонов. Они не только перевозили пассажиров, но и занимались эвакуацией раненых, подвозкой продовольствия и боеприпасов.
Старт Дню памяти блокадного трамвая дал сигнал супер-современного состава «Витязь-Ленинград». В День памяти в мемориальный рейс по Стрельнинской линии отправились ветераны и представители юного поколения. В годы войны этот маршрут был перерезан линией фронта.
ДМИТРИЙ ДОРОФЕЕВ, экскурсовод:
Здесь стояли застывшие трамваи, как напоминание о мирной жизни, как призраки мирного времени. Полуразрушенные, разбитые вагоны, с порванной контактной сетью, с опущенными пантографами. И только в 1952-53 годах трамвай сумел вернуться обратно в Стрельну.
Когда началась блокада, Галине Николаевне было 6 лет. В то время она жила на Васильевском острове с мамой и тётей. Запуск трамвая буквально спас им жизнь.
ГАЛИНА БУДУМЯН, житель блокадного Ленинграда:
И вот пошел трамвай. Зазвенел! Был апрель. Первый апрельский звоночек раздался. Мама работала тогда в Кировском районе. Кухня такая там была, и чтобы как-то подкормиться и самой и для дома, я садилась в этот трамвайчик и ехала через весь город. Поэтому первый блокадный трамвай, который был пущен, он был для меня, конечно, спасением жизни.
В память о подвиге ленинградских вагоновожатых в нашем городе установлен мемориал. На проспекте Стачек, всего в 4 км от бывшей линии фронта. Это настоящий блокадный трамвай, тщательно восстановленный реставраторами. Цветы у его подножия лежат круглый год.