В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: В Главном музее страны 19 мая откроется выставка «ARS VIVENDI. Франц Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Экспозицию по праву можно назвать амбициозной. Зритель увидит работы, которые никогда не экспонировались, прошли длительную реставрацию, а некоторые специально привезены в Петербург из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. В переводе с французского слово натюрморт — это мертвая картина. Когда смотришь на полотна Снейдерса, в них кипит жизнь. Как ему удалось мертвое сделать живым?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Франц Снейдерс — часть фламандской традиции живописи. На голландском языке слово натюрморт означает замершая жизнь. Вот эта замершая жизнь действительно бурлит в таком барочном моменте в живописи Снейдерса.
Ксения Бобрикова, ведущая: Почему Александр Бенуа в своем путеводителе 1910 года называет Снейдерса великим фламандским метрдотелем.
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Снейдерс всю свою творческую карьеру занимался декоративной живописью, писал натюрморты. Его отец, Ян Снейдерс, был владелец таверны, которая была известна на весь Антверпен. Франц происходил из зажиточной семьи, которая могла многое себе позволить.
Василий Киров, ведущий: Реалистична ли была картина для того времени, или тогда не было такого изобилия?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Натюрморт — это в первую очередь картина, и он существует по правилам картины. На ней сочетаются разные продукты, которые в реальной жизни не могли бы встретится вместе. Плоды, которые созревают в разное время. Все это игра с разными аллегориями, от аллегорий времен года до намека на бренность человеческой жизни.
Василий Киров, ведущий: На картинах, помимо продовольственных даров, присутствуют люди, но мы знаем, что Снейдерс сам людей не любил писать, а доверял другим художникам. Что это за особенность?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Такая художественная практика стандартна для этого региона и для фламандской живописи, где все живописцы регистрируются в гильдии. У каждого есть своя тонкая специализация: мастер по фигурам, мастер морских пейзажей, мастер натюрмортов.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как сейчас идет подготовка к выставке «Искусство жить», которая откроется 19 мая?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Работа ведется бурно. На выставке будет представлено более 70 картин. Работы как из нашего собрания, собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина из Москвы. Несколько работ из частных собраний из музея Академии художеств. Экспозиция будет дополнена декоративно-прикладным искусством, как Западно-Европейским, так и Восточным. Все это будет представлено в антураже барочного театра с роскошной живописью и произведениями ювелирного и прочих искусств.
Василий Киров, ведущий: Будут картины, которые еще не экспонировались. Почему картины именно фламандских живописцев ранее не показывали публике?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Фонд фламандской живописи Государственного Эрмитажа велик и богат. Со временем мы открываем, реставрируем и представляем публике эти картины.
Василий Киров, ведущий: Есть ли еще подобные сенсации в хранилищах Эрмитажа?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: После длительной паузы будет представлен картон Абрахама Дипенбека, прошедшая реставрацию — это гигантская подготовительная работа для шпалеры длинной 6,5 метров.
Ксения Бобрикова, ведущая: Фламандская живопись — это такая интеллектуальная игра со зрителем. В картинах фрукт — не всегда фрукт. Рыба — не всегда рыба. Дичь, часы — это тоже не всегда то, что мы понимаем в прямом смысле. Что могут обозначать все эти фрукты, предметы в переносном смысле на картинах Снейдерса?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Снейдерс — это всегда такая сложная игра с символами, которые могут дополнять друг друга. Они могут говорить о временах года, о стихиях, о том, что время проходяще. Могут иметь христианскую символику. Символизм всегда в глазах смотрящего, который может эти смыслы попытаться отгадать.