В гостях у программы «Утро в Петербурге» Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Ежегодно в третий вторник марта во многих странах отмечается Всемирный день социальной помощи. Поздравляем всех и каждого, кто трудится в этой важной сфере и предупреждаем — порой маску соцработника примеряют на себя злоумышленники.
Николай Растворцев, ведущий: Скажите, какой путь сегодня избирают мошенники, чтобы войти в контакт с потенциальной жертвой?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: Абсолютное большинство случаев — это звонки по телефону. Бывают совершенно курьезные ситуации, когда звонящий представляется социальным работником, называет свое имя, отчество, а этот человек в настоящее время находится как раз на квартире у бабушки. Мы с вами прекрасно понимаем, что пожилые люди наиболее подвержены, потому что более доверчивы, более остро реагируют на какие-то ситуации, которые могут случиться с их родственниками и зачастую не могут собраться вовремя для того, чтобы принять какое-то верное решение. Здесь, конечно, есть ряд простых правил. Если мы говорим о том, как отличить соцработника от мошенника, то должны знать, что социальный работник всегда приходит с удостоверением и в назначенное время, оговоренное с нашим подопечным.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: По каким признакам можно понять, что перед нами не сотрудник вашего центра?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: Всегда можно позвонить в Комплексный центр и узнать, действительно ли у нас работает такой сотрудник. Все наши подопечные заключают договор с Комплексным центром, а это значит, что у каждой бабушки в квартире есть дневник социального работника, где записан абсолютно каждый факт взаимодействия подопечного и социального работника. На титульной странице записана вся необходимая информация: название учреждения, телефон учреждения, фамилии всех сотрудников, которые бабушку обслуживают, и их телефоны. Поэтому, если возникает какой-то сложный случай, и, например, бабушка не уверена, что к ней звонит в дверь тот соцработник, который ее обслуживает, она может попросить поднести к глазку двери удостоверение и если есть малейшие вопросы, то она спокойно звонит в учреждение и узнает, действительно ли так. Если это какая-то экстренная ситуация, то заведующий отделением всегда отзвонится и скажет, что социальный работник сегодня не придет, придет другая сотрудница на замену, с таким-то телефоном и в такое-то время. У нас все визиты оговорены, и они не могут быть внеплановыми, без необходимости, без просьбы со стороны наших подопечных.
Николай Растворцев, ведущий: Что предлагают псевдо-соцработники, если такие истории известны, и что, в свою очередь, точно не могут требовать ваши коллеги, которые приходят профессионально оказать помощь?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: Мошенники, как правило, стараются втереться в доверие, узнать какие-то сведения о родственниках, об имуществе, о каких-то имеющихся наградах. Нам это все для работы не нужно, когда мы заключаем договор, то устанавливаем контакт не только с подопечным, но и по возможности берем телефон родственника для связи для того, чтобы решить какие-то вопросы, которые могут возникнуть. Узнавать всю родословную, наличие имущества, каких-то наград — это все совершенно не нужно, и социальный работник никогда не будет этого требовать. Мало того, социальный работник никогда не будет просить у бабушки деньги в случае возникновения какой-то экстренной ситуации.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: С какими проблемами и вопросами в вашу организацию, к вашим коллегам с других районов могут обратиться люди? Кто ваши клиенты, кто ваши подопечные, каким критериям должен соответствовать человек, чтобы встать на обслуживание у вас?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: В первую очередь, это граждане пожилого возраста, инвалиды трудоспособного возраста. Есть отдельный блок, это лица без определенного места жительства, поэтому я могу смело сказать, что к нам обращаются абсолютно со всеми вопросами. Мы, конечно, не занимаемся назначением пенсии, каких-то выплат, но оказываем содействие в оформлении документов, помогаем найти необходимые контакты. Зачастую пожилым людям нужно совершенно немного — с кем-то поговорить, потому что одиночество – основная проблема старости. Мы, конечно, помогаем всем, чем можем. Если мы сразу не можем ответить на какой-то вопрос, уверяю вас, мои сотрудники всегда запишут контактные данные, соберут всю информацию и перезвонят.
Николай Растворцев, ведущий: Какой топ ошибочных вопросов?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: Здесь нет ошибочных вопросов, мы на то и социальная служба для того, чтобы максимально помочь или сориентировать.
Николай Растворцев, ведущий: Что пожелаете вашим коллегам в этот праздник?
Любовь Назарова, руководитель Комплексного центра социального обслуживания Василеостровского района: У нас в Петербурге сложилась очень хорошая атмосфера среди коллег, кто занимается социальной работой. Я могу пожелать нам всем только продолжать в том же духе, доброжелательных, активных профессионалов, которых я знаю, которыми очень горжусь и уважаю. Я могу пожелать им только удачи и всего самого замечательного.