В чем секрет успеха и актуальности этой картины до сих пор? И как вообще было возможно, что итальянские и советские актеры работали вместе? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Одна очень любопытная юбилейная дата. Ровно 50 лет назад, в марте 1974 года, в СССР состоялась премьера художественного фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». По этой ленте можно изучать достопримечательности Ленинграда середины 70-х годов. Прекрасная, искромётная, блистательная картина. Шедевр, который, как и Петербург, создали русские вместе с итальянцами.

Кстати, и прообраз той старушки, которая спрятала сокровища, тоже имеет абсолютно реальные исторические корни. Это прообраз нашей знаменитой балерины, фаворитки Николая II — Матильды Кшесинской. Для справки: клад Кшесинской (а он действительно существовал, и этому есть неопровержимые документальные свидетельства) до сих пор так и не найден.

Посмотрите рассказ о том, как создавался этот киношедевр и, может быть, эта история подскажет вам, где сейчас в современном Петербурге найти клад Кшесинской. Una matta, matta, matta corsa in Russia в исполнении Ивана Уварова».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Вы только вдумайтесь! Этот фильм снят в прошлом веке. А мы до сих пор смеемся над этими шутками, удивляемся этим трюкам. А эти фразы вошли в нашу жизнь. Невероятные приключения итальянцев в России. В чем феномен актуальности и успеха картины? Итак. Сцена первая».

SCENA 1: IL TESORO. СЦЕНА 1: СОКРОВИЩА

Итак. В римской больнице умирает 92-летняя русская эмигрантка. Бывшая балерина. Её последние слова — только про спрятанные в Ленинграде драгоценности. Этот сюжет мы знаем наизусть.

А теперь самое интересное. За три года до премьеры фильма, в 1971-м, во Франции умирает Матильда Кшесинская. На смертном одре она говорит только про спрятанные в Петрограде драгоценности. Там целое состояние.

Это Константин. Правнук великой русской балерины — Матильды Кшесинской. Он хотел найти сокровища своей прабабушки. Не ради выгоды. А для того, чтобы, может быть, сделать их музейными экспонатами. Но сегодня копать там, где танцовщица спрятала свой клад. Просто невозможно.

Тайна клада Кшесинской — действительно стала основой для сценария, который в начале 70-х написали Рязанов и Брагинский. Правда, итальянской стороне — в лице продюсера Дино Де Лаурентиса — не понравилась лирическая комедия. Поэтому он попросил добавить в фильм невероятных по тем временам трюков.

SCENA 2: I TRUCCHI. СЦЕНА 2: ТРЮКИ

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Выбраться из окна шестого и повиснуть на уровне пятого этажа гостиницы «Астория» — сейчас этот трюк не нужно исполнять вживую. Достаточно виртуальной студии. Но 50 лет назад такое было невозможно. Все актеры исполняли сами. Без помощи каскадеров. Сильное течение. Боковой ветер. Маленькая площадка крыши. Это заставило Рязанова пригласить цирковых артистов, чтобы они исполнили этот трюк».

А вот на высоте 15 метров над Невой на мосту Строителей — сейчас это Биржевой — Андрей Миронов висел уже сам.

Посадить ТУ-134 на трассу с оживленным движением — тоже тот еще трюк для советского кинематографа. На это согласились лишь в Ульяновске. Взлетно-посадочную полосу загримировали под шоссе. В машины за руль посадили профессиональных пилотов.

«Ну, какой же это трюк!» — восклицает Александр Васильевич, профессиональный штурман. В его летной биографии 16 тысяч часов. На ТУ-154. Конечно, в реальной жизни такое невозможно. Но если нужно для хорошего кадра, тем более в международном проекте, — почему бы и нет?

А это точно трюк. Но не для советского, а современного кинематографа. Сегодня так уже не могут — с грустью вздыхает киновед и режиссер Александр Поздняков. Сейчас все делают искусственно. С помощью компьютерной графики. А вот 50 лет назад…

49 миллионов 200 тысяч зрителей посмотрели «Невероятные приключения итальянцев» за первый год проката картины в СССР. Рекордные цифры. Да и сегодня, пересматривая этот фильм, понимаешь, как изменился мир. Всего полвека назад мы могли вместе с итальянцами снимать фильмы. Без геополитических препятствий, не смотря на разные взгляды. Русские актеры могли совершенно свободно гулять по улицам Рима.

Разводные мосты. Нева. Белые ночи. Таким в 70-е открыли для себя и запомнили Ленинград итальянцы. Что ни кадр — открыточный вид. Ну, чем не скрытая реклама, не приглашение в Ленинград?

SCENA 3: L’AMICIZIA FRA I POPOLI. СЦЕНА 3: ДРУЖБА НАРОДОВ

Андреа — русский итальянец. Он сам себя так называет. Первое, что увидел в Петербурге 17 лет назад. Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России».

После этого он окончательно решил переехать в Ленинград. Потому что практически всё в его жизни случилось так, как в этом кино.

Петербург в 18 веке создавали итальянцы. Растрелли, Кваренги, Росси. Точно так же, как в 20-м столетии этот фильм создавали русские и итальянские актеры. И этот кинематографический межнациональный язык оставляет надежду на то, что всё рано или поздно может вновь поменяться. Кардинально. И случиться это может гораздо быстрее, чем мы думаем.