Иметь свое издание Пушкин мечтал давно. «У меня доход с тридцати шести букв русской азбуки» — отнюдь не шутя заметил как-то поэт. Но семья и долги росли, а доходы — нет. Став издателем журнала, Александр Сергеевич надеялся поправить свое финансовое положение. И все же главным были не денежный вопрос…
МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА, главный библиотекарь РЖФ Российской национальной библиотеки:
Конечно, он хотел иметь собственный орган, через который он бы донёс все свои мысли, свои взгляды просвещённому обществу. Это был единственный способ, когда можно было открыто противостоять всем критикам, которые довольно часто нападали на Александра Сергеевича по литературным вопросам.
«Пуститься в политическую прозу», как того желал Пушкин, не дозволяла цензура, так что он просил у главного начальника III отделения Бенкендорфа дозволения в 1836 году «издать 4 тома статей чисто литературных, исторических, учёных, также критических разборов русской и иностранной словесности». Одна беда, сетовал Пушкин, намекая на успешный «Московский телеграф»: «без мод журнал не пойдёт, а с модами – совестно».
МАРГАРИТА ЛЕОНТЬЕВА, главный библиотекарь РЖФ Российской национальной библиотеки:
В декабре он уже понимал, что надо что-то менять. Его не удовлетворяет то содержание журнала, которое он выпускает. Но ему не хватило времени. Возможно, ну может быть не хватило опыта издательского. Полагаю и так. Одно дело помогать человеку, который уже пришел со своей программой, как Дельвиг с Литературной газетой. А другое дело, когда издавать самому. Ведь он взвалил на себя эту черновую редакторско-издательскую работу. Он правил гранки, он списывался с корреспондентами, он занимался финансовыми вопросами продажи, распространения журнала.
Через десять лет «Современник», вяло существующий без его основателя, взял в свои руки Николай Некрасов, который умело сочетал в себе поэта и делового человека. Благодаря ему детище Пушкина стало одним из крупнейших явлений в русской журналистике и литературе.