В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа. 

Тимофей Зудин, ведущий: В Государственном Эрмитаже произошла встреча двух близнецов комодов из коллекции Демидовых. Именно они находятся в центре экспозиции «Мебельные раритеты семьи Демидовых». Расскажите подробности этой интригующей истории. Как встретились комоды?

Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа: Данная история длинной в целую жизнь. Разлучены они были в середине XIX века. Комод, который стоял в Эрмитаже никак не связывали с семейством Демидовых, потому как эрмитажный образец дошёл до нашего времени с заметными утратами, исказившими его первоначальный облик. В 1965 году аукцион Сотбис выпустил каталог, где одним из лотов был комод близнец. В каталоге комод был подписан как собственность Демидовых.

Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас этот комод привезен в Россию, и они вместе выставляются в Эрмитаже в одном зале.

Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа: В 2021 году коллекционер Суслов приобрёл на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского владения Демидовых. Комоду, который стоял в Эрмитаже, был воссоздан оригинальный вид музейного предмета по образцу комода из Пратолино.

Ксения Бобрикова, ведущая: До 1917 года в ходе реставрации комод утратил свой оригинальный вид и был грубо переделан. Почему так отнеслись к такому тонкому изделию?

Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа: Скорее всего, комод утратил свои утилитарные свойства. Оригинальные ноги были повреждены, а работа досталась обычному мастеру, который работал в духе своего времени. Он выровнял дно и установил то, что было принято в то время. 

Тимофей Зудин, ведущий: Сложная ли была проведена реставрация?

Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа: Из-за того, что его делали разные мастера, размеры не совсем точны, и та бронза, что у нас получилась не идеально встала на свое место.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему эта экспозиция стала неординарным событием?

Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа: Такие события редко происходят. Неординарность в том, что сошлось все непонятным образом. К этому хранитель Наталья Юрьевна Гусева шла всю свою жизнь. Ведь она постоянно следила за тем комодом, который был за границей в эмиграции, и вот дождалась момента воссоединения.