На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Российские нейролингвисты разработали алгоритм, который быстро и без помощи профильного специалиста может выявить дислексию. Почему именно дислексия стала областью ваших научных интересов и изысканий, и насколько это распространенная проблема для нашей страны?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ мы много занимаемся речевыми расстройствами. Дислексия как нарушение письменной модальности речи естественным образом привлекла наше научное внимание. Данная проблема действительно существенная. Во всем мире около 10% детей страдают дислексией — специфическим нарушением письма.
Николай Растворцев, ведущий: Как работает новый алгоритм, и как проходит само тестирование?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: В отличие от традиционного способа определить дислексию, довольно трудоемкого и длительного нейропсихологического или логопедического обследования, наша методика использует процедуру чтения простых предложений. Ребенку нужно прочитать 30 коротких предложений про себя на мониторе ноутбука, и в это время специальный аппарат видеоокулограф или айтрекер записывает движение глаз ребенка. Затем предобученная модель машинного обучения обрабатывает данные и на основании движения глаз во время чтения относит ребенка либо к группе норматипичных читателей, либо группе риска, либо к группе дислексии.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы наблюдаете в дальнейшем за детьми из группы риска?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: Как любое когнитивное заболевание или расстройство, дислексия — это континуум. Никогда нельзя бинарно разделить детей или других участников, не имеющих или имеющих расстройство. Всегда есть промежуточно-буферная зона, и это тревожный сигнал. Поэтому при отнесении ребенка к группе риска требуются такие же усилия по коррекции.
Николай Растворцев, ведущий: Для каких детей подходит это тестирование?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: Мы обучали нашу модель на данных детей с 1 по 5 класс. Ведь это тот период — начальная школа, когда дислексия начинает диагностироваться и когда навыки чтения оказываются важны для дальнейшего обучения.
Николай Растворцев, ведущий: Позволяет ли алгоритм определить степень тяжести?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: Наша классификация трехчастная: норма, риск, дислексия. Обусловлено это тем, что коррекционные усилия нужно прилагать по факту наличия риска или зафиксированной дислексии. Степень нарушения тут практически не важна, так как для каждого родителя важно вывести ребенка в группу нормы.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Планируете ли вы как исследователь что-то делать с выявленными данными, как дальше будет строиться образовательный маршрут для этих детей?
Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ: Мы — исследовательский центр, и мы не занимаемся лечением. Диагностика — это первый шаг к коррекции. Поэтому мы считаем, что такие диагностические инструменты, как наш, должны в образовательных организациях внедряться повсеместно. Ведь это актуально для первого класса, когда ребенок только поступает в школу. Важно уже на старте определить траекторию обучения и, возможно, применить коррекцию. Дислексия — это такое расстройство, которое неплохо поддается коррекции, и чем раньше это случится, тем быстрее ребенок войдет в нормальный образовательный процесс. С научной точки зрения мы эти данные изучаем очень тщательно. В частности, нас интересует, как различаются движения глаз при чтении у нормотипичных детей и у детей с нарушениями чтения. Насколько по этим глазодвигательным механизмам дети с дислексией отстают в годах от нормотипичных читателей.