В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Фроловская, дефектолог, логопед.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Третья школьная четверть в разгаре. Совсем скоро прозвенят звонки у тех, кто садится за парты в 9 утра. При обнаружении ошибок в дневнике не спешите отправлять чадо к психологу. Возможно, причина не в конфликте с преподавателями или освоением технологических процессов, а в дисграфии. Её нельзя оставлять без внимания. Всегда ли идут рядом дисграфия и дислексия?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Чаще всего они сочетаются, но бывают случаи, когда встречается только нарушение письма, дисграфия или нарушение чтения — это дислексия.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: К чему мы относим эти состояния здоровья?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Чаще всего мы говорим, что это не психиатрическое нарушение. Посмотрев международную классификацию болезней, можно увидеть, что дислексия чаще всего у людей, которые перенесли инсульт или получили черепно-мозговую травму. Когда навык был, но он распался. У детей мы говорим, что это нарушение чтения или письма. Дислексия — это больше нейробиологические работы нервной системы.

Николай Растворцев, ведущий: Как родителям и учителям понять, что есть проблема?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Бывают разные классификации дисграфии и дислексии. Когда ребенок зеркально путает при написании хвостики букв Д и Б, это называется оптическая дисграфия. У многих детей есть такая проблема в возрасте с 6 до 8 лет. Когда ребенок заканчивает второй класс, а проблема остается, то важно понимать, что нужно обращаться не к учителю русского языка, а к логопеду. Он работает со зрительно-пространственным восприятием.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Каким образом строятся ваши занятия с ребенком?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Вторая часть нарушений — это нарушение звукобуквенного анализа и фонематического восприятия. Коррекция в случае нарушения зрительно-пространственного восприятия, оптическая дисграфия — это переключение на ощущение собственного тела и переключение разных проб. Развитие артикуляции, мелкой моторики, праксиса, переключения с одного уклада на другой. При нарушении фонематической дисграфии будем работать с развитием фонематического восприятия.

Николай Растворцев, ведущий: Сколько по времени в среднем может занять коррекция?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Все зависит от ребенка, если у него полиморфное нарушение звукопроизношения и помимо ошибок в письме, он еще и плохо говорит, то здесь будет комплексная работа и занимает она больше времени. При сформировавшихся остальных навыках у ребенка и 10 занятий могут дать результат.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Будет ли данный результат с ребенком на всю жизнь?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Этиологии, причины возникновения бывают разные. Есть часть исследований, которые показывают, что это генетическое нарушение, которое передается по наследству. В таком случае работа будет дольше, это, скорее, сопровождение человека и помощь ему в освоении материала. Бывают люди, которые живут с дислексией всю жизнь.

Николай Растворцев, ведущий: Можно ли исправить дислексию во взрослом возрасте?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Можно облегчить дислексию и научить человека. 

Николай Растворцев, ведущий: Какую профилактику посоветуете для детей?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: В первую очередь это ориентация на листе. Ребенку важно научиться переключаться между заданиями и ориентироваться в собственном теле.

Николай Растворцев, ведущий: Передается ли дислексия и дисграфия по наследству?

Ольга Фроловская, дефектолог, логопед: Дисграфия, скорее, нет. Дислексия чаще.