В гостях у программы «Утро в Петербурге» Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике.
Василий Киров, ведущий: В конце февраля в рамках Международной выставки-форума «Россия» прошла третья торжественная церемония вручения главной просветительской награды страны «Знания» — премия 2023.
Людмила Ширяева, ведущая: Стали известны имена 29 лауреатов в 19 номинациях. Участие в награждении традиционно принимали видные государственные и общественные деятели, эксперты и представители бизнеса, науки, культуры, искусства и медиа.
Василий Киров, ведущий: Победителем в номинации «Наставник года» стал Кирилл Андреевич Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 и тренер сборной России по математике.
Людмила Ширяева, ведущая: Буквально неделю назад вам вручали эту награду, вручала заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова. Что вы в тот момент чувствовали, какие эмоции испытывали?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Я, честно говоря, был очень удивлен, потому что мне казалось, что я там сижу для вида. Среди условных конкурентов были вполне достойные люди, которые тоже занимаются хорошими вещами. Просили готовить речь, но я ее не готовил, так как совсем этого не ожидал. Я заявку на участие не подал, за меня кто-то подал.
Василий Киров, ведущий: Как вы думаете, по каким критериям победителей выбирали?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Уважаемые жюри, уважаемые люди слушали кто чего достиг, и выбирали по каким-то своим критериям, нам критерии не озвучивали.
Василий Киров, ведущий: Наставник для вас это судьба, стиль жизни или профессия? Как вы для себя свой путь определяете?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Скорее уже стал просто стиль жизни, то есть хочется все время всех чему-то учить.
Людмила Ширяева, ведущая: Математика невероятно развивает, это всегда интересно. Задача учителя таким образом преподавать математику, чтобы она захватывала. Как вы считаете, у современных школьников интерес к математике растет или надо дополнительно их подпитывать?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: В принципе школьника и ребенка своего надо как-то подпитывать, увлекать и находить чем заниматься. Касаемо математики, конечно, нужно как-то детей подталкивать, то есть нужно что-то давать, предлагать какие-то интересные задачи, но хватает и литературы, и журналов, которые могут заинтересовать ребенка. Олимпиадная задача – это задача по математике, которая должна как-то тебя зацепить, особенно в нашем возрасте. Дальше ты уже сам пойдешь, а родители нужны только чтобы поддерживать.
Василий Киров, ведущий: Чем отличается олимпиадная математика от обычной школьной программы?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Школьная математика, это когда вы изучаете алгоритмы, которые позволяют по каким-то данным получить результат. Олимпиадная математика, это нестандартные задачи, которые в школе не так усиленно рассматриваются. Тебя просят что-то доказать, тебе неизвестен никакой результат, то есть не просят получить численный ответ, а ты должен какую-то маленькую математическую теорию развить или сделать какое-то маленькое математическое открытие. С одной стороны, увлекательно, с другой стороны, достаточно сложно — готов ли ты действовать не по алгоритму, а просто изобрести.
Людмила Ширяева, ведущая: В чем сильные стороны российской олимпиадной математической школы?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Наша олимпиадная школа отличается от большинства олимпиадных школ мира тем, что у нас очень сильная комбинаторная составляющая. Как шутят в наших кругах — есть части, есть алгебра, геометрия и комбинаторика. В алгебре что-то надо написать, в геометрии — что-то порисовать, а в комбинаторике надо подумать. Наши ребята сильны больше в комбинаторике традиционной. Если сравнить олимпиады зарубежных стран и наши — у нас она в большем почете, чем у них, но у них в большем почете более технические вещи.
Василий Киров, ведущий: Что можете посоветовать родителям или учителям, чтобы привить любовь к математике?
Кирилл Сухов, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, тренер сборной России по математике: Родитель должен, наверное, заботиться о том, чтобы ребенку было интересно, это самое главное.