В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.
Николай Растворцев, ведущий: Государственный Эрмитаж при участии Музея христианской культуры открыл необычную выставку картин эпохи Возрождения в Пикетном зале Зимнего Дворца.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Имя Леонардо да Винчи известно каждому образованному человеку. Однако даже специалисты не знают точного количества созданных им работ. Когда-то многим картинам приписывали руку мастера, потом шел период опровержения. Как сейчас обстоят дела в мировом сообществе и России с атрибуцией тех или иных картин того времени?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: В 2019 году был юбилей со дня смерти Леонардо, и открывалось много выставок, событий. Сейчас современная тенденция направлена на расширение круга работ Леонардо. Во многих работах, которые считались Мастерской Верроккьо и его учеников, пытаются найти участие Леонардо да Винчи. На выставке представлены две картины, принадлежавшие Музею христианской культуры. Данный музей новый, открыт в Петербурге в 2020 году. Они целенаправленно, в течение ряда лет собирали произведения, связанные с кругом Леонардо, благодаря консультациям с крупным итальянским специалистом по данному художнику. Две картины, которые они купили и сейчас показываются в Эрмитаже: «Битва при Ангиари» и «Мадонна в скалах». Есть основание считать, что в написании картин принимал участие Леонардо.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Третье произведение на выставке с коллекции Эрмитажа — «Ангел». Что объединяет эти три работы?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Картина «Ангел» также подходит под определение загадки Леонардо да Винчи, потому как она отождествляется с картиной, которую видел в Вазари в XVI веке и описал как произведение Леонардо. Позже она была неудачно отреставрирована, записана, и, хотя авторство Леонардо предлагалось, но было не доказано. Мы ее показываем на данной выставке, чтобы все на нее посмотрели и в надежде, что удастся ее отреставрировать и лучше изучить.
Николай Растворцев, ведущий: Сейчас входит в оборот термин — Леонардески. Что под ним подразумевают?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Леонардески — это итальянский термин. Вокруг Леонардо формировались ученики, и у него была мастерская, которая запечатлена на рисунке. Карло Педретти настаивал на том, что это шире, чем обыкновенная ремесленная мастерская, и она являлась предшественником будущих академий художеств.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие современные технологии сегодня используются искусствоведами, и насколько они опровергают или дополняют те источники, которые были у предыдущих поколений исследователей?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Используются разные способы, чтобы заглянуть внутрь картины: рентген, ультрафиолетовые лучи, инфракрасные лучи. Делается анализ красок, чтобы понять сколько слоев краски нанесено и где находится авторская живопись.
Николай Растворцев, ведущий: Часто ли выясняется, что та или иная картина принадлежит руке другого художника, а не того, кому предписывали ранее?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Наша работа состоит в том, чтобы каталогизировать все в нашей коллекции и записать все известные сведения на данный момент. После нас придут следующие поколения, которые проведут более углубленное изучение и, возможно, придут к другим именам.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какова дальнейшая судьба картины, если выясняется, что она принадлежит руке другого мастера?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Обычно делается публикация в виде статьи. У меня была статья о том, что часть нашей итальянской скульптуры оказались подделкой. Такое бывает, потому как вещи приходили из частных собраний, в основном после революции и казались бесспорными. Дальнейшее их изучение показало, что это подделки.
Николай Растворцев, ведущий: В Пикетном зале можно будет увидеть и цифровое изображение Леонардо да Винчи — Аватар. Привлекает ли он взрослую публику или это больше для детей?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Данная инициатива была от Музея христианской культуры, которую мы тоже приняли. На выставке есть проекция с образом Леонардо на стене, который говорит по-русски, размахивает руками, смеется и рассказывает последовательно о всех трех картинах.
Николай Растворцев, ведущий: Понравился ли он вам таким, когда вы его увидели?
Сергей Андросов, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения: Я читал книгу отзывов и там много хороших отзывов.