В гостях у программы «Утро в Петербурге» Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук.
Николай Растворцев, ведущий: Телефон – это уже не просто средство связи, а неотъемлемая часть жизни каждого человека. Нам нужен он, чтобы не пропустить важный звонок, написать сообщение или быстро найти нужную информацию. Что делать, если на том конце вместо абонента отвечает нейросеть без ведома и согласия того, кому вы звоните?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Сейчас мы все пользуемся смартфонами, это достаточно умное устройство, которое имеет операционную систему. Умный голосовой помощник, которых сейчас достаточно много присутствует на рынке, может вполне легитимно отвечать за человека. Когда мы звоним, цель умного помощника — записать наш разговор с целью потом передать нам его, когда человек не может ответить или подойти к телефону в данный момент. Изначально его цель благородна.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Каков худший вариант?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Худший вариант — это кибератака, когда ваш телефон или смартфон был подвержен различным вирусам, когда злоумышленник получил доступ к вашему телефону с целью установки переадресации вашего номера на искусственный интеллект, который работает против вас. В этом случае звонок, который поступает к вам с вашего же телефона, перенаправляется на другой номер, который принадлежит злоумышленнику. Жертва, не подозревая этого, продолжает общаться с искусственным интеллектом.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Кто в данной ситуации считается жертвой?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: В данном случае тот, кто звонит, но владелец номера способствует этому и является приманкой злоумышленника, который взломал его телефон. К сожалению, так бывает, ведь голосовые помощники сейчас популярны. В 2023 году одна из компаний в области информационной безопасности провела исследование на голосовой троян. Его цель — любая запись, которую мы просматриваем. Он встраивает на ультразвуке речевую последовательность, которая распознается умной вещью либо смартфоном. Когда мы ее проигрываем или общаемся, она очень быстро проигрывается таким образом, что мы ее не замечаем, и активирует умный дом в квартире. Далее можно посылать любые команды, управлять им. Такая ситуация была актуальна в прошлом году.
Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если ты звонишь кому-то и понимаешь, что это не автоответчик и не голосовой помощник тебе ответил, а какие-то рандомные голоса, которые пытаются вступить с тобой в коммуникацию?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Когда я звоню и мне отвечает голосовой помощник, кладу трубку, потому как считаю, что лучше дозвониться и поговорить с человеком лично. Сейчас у умных помощников есть положительные тенденции, они могут отвечать на спам-звонки и общаться друг с другом. Лучше при такой ситуации положить трубку, зафиксировать ситуацию и человеку по другим каналам сообщить о данной нетипичной ситуации.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли проверить подвергался ли телефон кибератакам?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Прежде всего, это использование современных обновлений баз антивируса и операционной системы. Не давать разрешения программам на доступ к микрофону, к аудио, к различным периферийным устройствам телефона. Удалить приложения, которыми вы не пользуетесь.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Получается, мы сами виноваты, что устанавливаем на телефон вредоносные программы. Бывают ли случаи, когда на телефон совершают кибератаки дистанционно?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Чаще всего мы сами виноваты, потому как устанавливаем приложения и даем доступ к системе. Цель установки, взлома конкретного абонента телефона через удаленный канал теоретически возможна, но, чтобы это сделать, злоумышленникам потребуется целая команда. Данная операция очень затратна, поэтому большинство целей злоумышленник преследует именно массовые установки.
Николай Растворцев, ведущий: Чем лечить телефон?
Игорь Ушаков, доцент кафедры защищённых систем связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: В настройках своего аппарата проверить переадресацию, чтобы входящие звонки не переадресовывались на другой номер. Данное действие злоумышленники, к сожалению, могут сделать, и за этим необходимо следить. Личный кабинет операторов мобильных позволяет следить за этим либо позвонить на горячую линию и уточнить ситуацию, куда были произведены переадресации из последних вызовов и закрыть проблему.